г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 18 часов
20 сентября в рамках программы ВКЗ покажем запись мощного концерта, состоявшегося на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского 7 октября 2017 года.

В ПРОГРАММЕ:
И. Брамс — «Песнь судьбы» для хора и оркестра; «Нения» для хора и оркестра;
К. Орф — Carmina burana («Бойернские песни») – сценическая кантата на средневековые тексты для солистов, хора и оркестра.

ИСПОЛНИТЕЛИ:
– Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»,
– Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова,
– Детский хор Государственного академического Большого театра России,
– Клаудио Ванделли, дирижёр,
– Ирина Костина (сопрано),
– Юрий Ростоцкий (тенор),
– Анджей Белецкий (баритон).

Начало в 17 часов.
Продолжительность 1 час 44 минуты.

Гениальный немецкий композитор Иоганнес Брамс написал ряд произведений для хора и оркестра, которые лишний раз напоминают о важности для его эстетики песенного начала. Среди них почётное место занимают «Песнь судьбы», ор. 54 на стихи Ф. Гельдерлина (1868–1871) и «Нения», ор. 82 на стихи Ф. Шиллера (1880–1881).

Однако центральное место в предлагаемом вниманию гостей Горбовского зала концерте занимает легендарное сочинение Карла Орфа (1895–1982) Carmina burana (1935–36), которое отражает интерес композитора к средневековой немецкой поэзии. Всякому любителю музыки хорошо известна хоровая композиция O Fortuna, которая открывает и завершает произведение.

Либретто, написанное самим Орфом на основе стихотворений из найденного в 1803 году в бенедиктинском монастыре Бойерн сборника Codex Buranus, включает стихи как на латинском, так и на средневерхненемецком языке. Оно охватывает широкий круг светских тем, актуальных как в XIII веке, так и в наше время: непостоянство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращения весны, сомнительное удовольствие от пьянства, обжорства, азартных игр и более приемлемое удовольствие от плотской любви.

Композиционная структура во многом основана на идее вращения «Колеса Фортуны»: рисунок колеса был обнаружен на первой же странице Codex Buranus. Во время каждой сцены, а иногда и во время одного действия, «Колесо Фортуны» поворачивается, и тогда счастье закономерно оборачивается печалью, а надежда сменяется горем. O Fortuna, первый текст либретто, завершает круг, формируя остов композиции произведения. Несмотря на отдельные элементы модерна в партитуре, по большей части Орф выразил дух средневекового периода, опираясь лишь на заразительный ритм и простые тональности. Средневековые поэмы, написанные на немецком языке в его ранней форме и на латыни, здесь иногда не вполне пристойны, но всё-таки не опускаются до вульгарности.

Отрывки из «Кармины Бураны» использовались во многих современных проектах, и особой популярностью пользуется увертюра O Fortuna. Её кавер-версии и современные обработки кто только из рок- и поп- музыкантов не записывал. Вдобавок, по свидетельству шведского режиссёра Ингмара Бергмана, «Кармина Бурана» послужила для него одной из отправных точек при создании знаменитого художественного фильма «Седьмая печать».

теги статьи:

Концерты Трансляции

Поделиться статьёй: