г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 18 часов

Экслибрисы с портретами зарубежных литераторов

Графические миниатюры с портретами известных зарубежных литераторов в советском искусстве книжного знака.

Эдуард Гетманский
29 марта 2023 года

В советском искусстве книжного знака много графических миниатюр с портретами известных зарубежных литераторов. Их сотни графических миниатюр, над ними работали лучшие графики страны, рассмотрим некоторые из них. Томский график Владимир Марьин выполнил книжный знак в гравюре на дереве «Еx libris Г. Ф. П.». Предназначалась эта графическая миниатюра для книжного собрания геолога из города Ессентуки Геннадия Полковского. На ней изображен портрет французского географа и писателя, классика приключенческой литературы, одного из основоположников жанра научной фантастики Жюля Верна и приведены его слова «Море, музыка и свобода – вот все, что я люблю».

Творческое наследие Жюля Верна включает – 66 романов (в том числе неоконченные и опубликованные лишь в конце XX века); более 20 повестей и рассказов; более 30 пьес. Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли человека.

Художник Дмитрий Хоружий нарисовал также портрет Жюля Верна на книжном знаке для домашней библиотеки И. В. Хоружей. Интересен второй экслибрис Владимира Марьина, предназначенный для личной библиотеки. На нем изображен французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1915 года Ромен Роллан, его факсимиле и фраза «Творить, значит убивать смерть». Черновицкий художник Орест Криворучко нарисовал «Еx libris Henryk Sienkiewicz», на этом книжном знаке он дал портрет польского писателя, лауреатом Нобелевской премии по литературе 1905 года Генрика Сенкевича. Он был членом-корреспондентом (с декабря 1896 года) и почетным академиком (с ноября 1914 года) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности. После трилогии «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский» он стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. Его произведения высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Максим Горький и другие русские писатели. Портрет Генрика Сенкевича на фоне всадников украшает цветную графическую миниатюру «Ex libris Szkoty Podstawowe», которую в 1997 году выгравировал казахский график Ануар Утегенов (А. Ж. Отеген-Тана). На этом экслибрисе указано место рождения Генрика Сенкевича – Воля-Окшейска, Луковского уезда, Седлецкой губернии, Российской империи.

Харьковский художник Николай Неймеш в технике гравюры на линолеуме выполнил «EL А. Тарадая» посвященный шекспировской теме. На нем изображена книга «Шекспир» и герои шекспировских произведений.

Вильнюсский художник Иосиф Шапиро нарисовал два экслибриса. На его первом книжном знаке «Ex libris Iurig Greismann» художник нарисовал портрет немецкого поэта, публициста и критика Христиана Иоганна Генриха Гейне на фоне сборников его стихов и путевых картин. Гейне был любимым поэтом австрийской императрицы Елизаветы, Альберта Эйнштейна и Николая Бухарина. Генрих Гейне был дальним родственником Карла Маркса по материнской линии. Примечательно, что, познакомившись в 1843 году в Париже, они не подозревали о своем родстве. Поэт был очарован умом этого молодого философа, оба они разделяли пристрастие к французским утопистам. Карл Маркс призывал Генриха Гейне поставить свой поэтический гений на службу свободе: «Оставьте эти вечные любовные серенады и покажите поэтам, как орудовать хлыстом». После прихода к власти нацистов Гейне из-за его еврейского происхождения и прогрессивных взглядов был под запретом в Третьем Рейхе; памятники ему были разрушены, а его самого называли «дегенератом». Произведения Гейне были под запретом в гитлеровской Германии, за исключением песни «Лорелея» (Loreley – прекрасная дева-сирена Рейна, заманивающая своим пением корабельщиков и рыбаков к опасным рифам у скал), которая печаталась как народная. Костры, на которых сжигали книги, подтвердили цитату из трагедии Гейне «Альмансор»: «Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».

На втором книжном знаке Иосифа Шапиро «Ex libris Riszard Bandozs» нарисован портрет польского поэта, политического публициста и деятеля польского национального движения Адама Мицкевича с гусиным пером в руке, на фоне книги и вазы с цветами. Он оказал большое влияние на становление польской и белорусской литературы в XIX веке. Цветной книжный знак «Ex libris Wioletty Gebskig» с портретом Адама Мицкевича выполнил казахский график Ануар Утегенов (А. Ж. Отеген-Тана). Он был создан к 200-летию со дня рождения великого польского поэта, о чем указывают даты на знаке «1798-1998».

Казахская художница из Актобе Марзия Жаксыгарина в гравюре на линолеуме выполнила книжный знак для музея Адама Мицкевича в Варшаве. На экслибрисе читается надпись «200 lat – 1798 – 24.XII – 1998». Музей возник в 1950 году и назывался тогда музей Адама Мицкевича и Юлиуша Словацкого. В 1955 году его преобразовали в музей Мицкевича, а в 1971 году – в музей литературы имени Адама Мицкевича. Кроме крупнейшей в Польше коллекции реликвий Мицкевича, музей хранит рукописи, реликвии писателей, произведения искусства и иконографию, отображающие литературные эпохи с самых древних времен до наших дней. Особого внимания заслуживают собрания музейной библиотеки, насчитывающие более 110 тыс. томов, а также уникальная коллекция записей высказываний писателей.

Кемеровский (позже уехал в Сочи) художник Михаил Паньков в 1970 году нарисовал два книжных знака с портретом Адама Мицкевича. Первый предназначался для домашней библиотеки польского писателя Анджея Кемпы. На нем дан портрет молодого Адама Мицкевича на фоне гусиного пера и лавровой ветви.

Второй экслибрис Михаила Панькова «Книга Романенко» так же, как и первый иконографический с портретом Адама Мицкевича, на фоне героев его произведений. Предназначался он для книжного собрания Стефана Романенко – металлурга из Алчевска [город был известен как Ворошиловск (укр. Ворошиловськ) с 1931 года по 1961 год, а затем Коммунарск (укр. Комунарськ) до 1991 года (ныне Алчевск – город в Луганской народной республики].

Киевский график Абрам Мистецкий выгравировал на пластике книжный знак для воронежского поэта Виктора Панкратова. На этой графической миниатюре дан портрет американского писателя Джека Лондона, известного как автора приключенческих рассказов и романов («Морской волк», «Мартен Иден», «Белый Клык», «Железная пята», «Зов предков» и др.), а также более 200 рассказов, автобиографических очерков, эссе и пьес. «Ex libris А.Горшаков» выгравировал на дереве свердловский художник Рудольф Копылов. На этом цветном книжном знаке изображен польский писатель-фантаст (жанр – научно-философская фантастика) Станислав Лем на фоне астронавта на планете – спутнике системы двойной звезды, а также книг Лема «Солярис», «Фиаско», «Астронавты». Станислав Лем – автор фундаментального философского труда «Сумма технологии», в котором предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека и сотворения искусственных миров.

График Борис Ткаченко из казахского города, Тараз выполнил книжный знак с портретом немецкого поэта, государственного деятеля и мыслителя Иоганна Вольфганга Гете на фоне бывшей резиденции герцогов Саксен-Веймарских – Веймарского замка, расположенной на реке Ильм недалеко от центральной Рыночной площади. С 1923 года весь замок является музеем, сегодня в нем расположена Веймарская художественная коллекция. Показана малая толика книжных знаков, на которых можно увидеть портреты зарубежных литераторов. Эта тема покоряет не только количеством, но и качеством графических миниатюр. Многие отечественные художники оставили в ней свой след. Эта тема активно развивается и появляются новые экслибрисы с новациями в их композиции и сюжетном построении.


Поделиться статьёй:

Владимир Мартынов «Зона opus posth, или Рождение новой реальности»

Искусство, Рецензии

Эту интеллектуально насыщенную книгу можно читать с любого места. Здесь на каждой странице сталкиваются, продуктивно взаимодействуя, самые разные жанры. Мартынов и вспоминает, и анализирует, и прогнозирует.

Владимир Гофман «Юрий Анненков»

Искусство, Рецензии

Конечно, все добросовестные любители русской словесности знакомы с волшебными портретами отечественных прозаиков и поэтов, которые были выполнены Юрием Павловичем Анненковым в 1920-1921 гг.