г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 18 часов

Две книги о книгах

Произведения, доказывающие, что любой день с книгой немножко лучше дня без неё

Игорь Манцов
2 июля 2021 года

Дженни Колган из Шотландии предпослала своему роману «Книжный магазинчик счастья» эпиграф из Вольтера: «Давайте читать и давайте танцевать, эти два развлечения никогда не причинят миру зла».

Затем следуют инструкции – как сподручнее читать в самых разных местах и обстоятельствах. В ванной, в кровати, пока загораешь, во время прогулки или педикюра, в рамках читательского клуба, в деловых поездках, в гамаке, урывками, в метро, перед камином, в больнице или под деревом в солнечном парке.

Прежде чем приступить к изложению сюжета, Дженни Колган настаивает: «Любой день с книгой немножко лучше дня без неё».

Её героиня, Нина Редмонд, работает в одной из старых библиотек Бирмингема. Всё бы хорошо, но вдруг библиотеку закрывают, а ведь всё, что Нина умеет делать в свои 29 лет, – это «искать конкретные книги для конкретных людей». Тогда она едет в Шотландию, покупает там по объявлению старый фургон и приспосабливает его под передвижную книжную лавку. «Нежные романы, мрачные детективы, новейшие кровопролитные японские серии – как всегда, их покупали люди с мягкими, сдержанными манерами». Но не такова сама Нина Редмонд: «Она сделала то, чего сама от себя не ожидала, не подозревала даже, что способна на такое: с вызывающим видом ещё крепче прижалась к стене и дерзко уставилась в глаза Леннокса. Её сердце бешено колотилось…»


Эту душераздирающую историю о книгопродавщице следует читать параллельно с историей невыдуманной: Шон Байтелл на самом деле владеет книжным магазином The Bookshop в шотландском Уигтауне, проводит теперь уже легендарный Уигтаунский книжный фестиваль, а его литературный дебют, «Дневник книготорговца», стал международным бестселлером, будучи переведён аж на 23 языка! И вот долгожданное продолжение, «Записки книготорговца». День за днём Шон фиксирует свои трудовые будни, при этом не забывая их поэтизировать и над ними иронизировать: «Суббота 24 апреля. Выручка на кассе: 134 фунта стерлингов. 14 покупателей. Открыл магазин с опозданием на двадцать минут – вчера забыл завести будильник… Один из посетителей – мужчина в шляпе Шерлока Холмса – в течение часа заходил в магазин и выходил шесть раз. Он ничего не купил… В одиннадцать к прилавку подошёл покупатель, потребовал моего внимания, сказал: «В Алнике есть магазин больше вашего» – и вышел».

Эти воистину великие «Записки…» написаны непрофессионалом, наивным чудаком, влюблённым как в книги, так и в несрежиссированные будни. Они представительствует от лица «живой жизни» – такой медленной, такой бесцельной и такой загадочной. Они буквально вынуждают узнавать собственную повседневность, хотя ты никогда не был в Шотландии и книги не продаёшь, а выдаёшь на время.


«9 ноября. Выручка: 20 фунтов стерлингов. Дождь. Ужасная погода. После ужина разжёг камин и начал читать «Мастера и Маргариту».


«29 декабря. Выручка: 132 фунта стерлингов. В полночь дочитал “Мастера и Маргариту”».

Эта книга оказалась совсем не такой, как я ожидал, и она не похожа ни на какую другую. Совершенно необычная книга, самая умная из всех книг о сверхъестественных силах, которые я читал, хотя с ней, пожалуй, может сравниться «Исповедь оправданного грешника» Хогга. На улице тем временем завывал ветер и хлестал дождь».

✤✤✤✤✤

теги статьи:

Литература Рецензии

Поделиться статьёй:

Хочется праздника!

История, Литература, Рецензии

Сегодня представляем монографию Елены Владимировны Душечкиной «Русский святочный рассказ. Становление жанра», которая подарит внимательному читателю исчерпывающее представление о таинственном и вдохновляющем предмете исследования – Русском Святочном Рассказе.

Ночные сцены, неясные силы

Литература, Рецензии

Роман «Пассионата» – это поэтическая и одновременно политическая история. Романтическая любовь в криминальном обрамлении. Есть линия отложенной на годы женской мести и счастливый конец. Прочитать эту книгу полезно для того, чтобы хоть как-то понять социальную психологию современной Европы, погружаясь в прихотливые миры, созданные воображением наблюдательного Эрнста Бруннера.