г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 20 часов

Найти виноватого

Поэзия, порождённая повседневностью. Обзор на сборник из десяти рассказов

Игорь Манцов
14 ноября 2021 года

Свежие, концептуально составленные сборники рассказов – редкость. Вероятно, потому, что читатель считает короткую форму жанром неполноценным. Но мы так не считаем, поэтому настоятельно рекомендуем книгу Джеффри Евгенидиса «Найти виноватого», изданную по-английски в 2017-м, а по-русски в 2019-м. Евгенидис – лауреат Пулитцеровской премии за роман «Средний пол» (2002). Кроме того, он автор романа «Девственницы-самоубийцы» (1993), по которому Софией Копполой было поставлено в 1999-м знаменитое одноимённое кино.

Сборник включает ровно десять рассказов. Пять из них были впервые напечатаны в знаменитом журнале «Нью-Йоркер», что само по себе достаточное основание считать автора мэтром короткой формы: в «Нью-Йоркере» вот уже много десятков лет начинают и до самой старости продолжают лучшие американские рассказчики. Самый, на наш взгляд, любопытный текст – «Прихотливые сады» – впервые появился в «Геттисберг Ревью» зимой 1989-го. Это самое раннее из произведений, включённых в книгу. Потом Евгенидис стал писать хуже? Потом автор стал писать по-другому.

Материал совершенно разнородный, но выстроен так, что одна тема продолжает другую, один мотив доигрывается в мотиве другом. Получается любопытная панорама современной жизни. Всё узнаваемо.


«Томасине пришлось отказаться от идеи встретить кого-нибудь, с кем ей захочется провести жизнь. Вместо этого надо было родить кого-нибудь, кто вынужден будет провести свою жизнь с ней» («Спринцовка).


«Недавно выяснили, что помогает сохранить любовь. Учёные выяснили. Провели исследования и узнали, что держит пары вместе. И знаете что? Не схожие характеры, не деньги, не дети, не общие планы на жизнь. А обычная забота. Когда ты просто делаешь что-то хорошее для другого. Передаёшь джем за завтраком. Или вы держитесь за руки на эскалаторе в метро по пути в Сити. Спрашиваешь, как прошёл день, и притворяешься, что тебе правда интересно. И вся эта хрень правда работает. Звучит просто, да? Только этого почти никто не делает. Мы не только ищем виноватого в каждой ссоре, мы ещё пляшем польку протеста. Это танец, в котором один из партнёров хочет убедиться в прочности отношений и приближается ко второму, но поскольку он для этого прибегает к жалобам или гневу, второй партнёр хочет сбежать» («Найти виноватого»).


Рассказы в основном про быт, отношения и разрыв отношений.


«Ему вспомнилось время, проведённое в колледже… – ощущение красоты окружающего мира, а вместе с тем – своего предназначения, своей судьбы, предчувствие, что всё будет не зря. Но он забыл об этом. Жизнь с Урсулой и борьба с ней истощили Малкольма до такой степени, что он утратил силы. Она не была в этом виновата. Никто не был виноват» («Прихотливые сады»).

Ещё одна сквозная тема – утраченные иллюзии.


«Кендалл никогда не предполагал, что станет таким же богатым, как его родители, но также не думал, что будет зарабатывать так мало, и это станет проблемой» («Великий эксперимент»).

Стиль Евгенидиса внешне сухой, без аттракционов и эквилибристики. Однако всё время что-нибудь да цепляет: автор умело подбрасывает дрова в топку, то на уровне фабулы, то в плане описательном.


«В Чикаго было множество таких супружеских спален. Их количество росло по всей стране – в них обитали усталые пары, живущие только на зарплату. Сплетенье простыней и одеял на постели, сплющенные, а то&nbs и лишённые наволочек подушки, демонстрирующие пятна слюны и торчащие перья, носки и трусы на полу, словно шкурки мелких зверей, – спальня напоминала берлогу, в которой ещё недавно спали два медведя. Возможно, они так и не проснулись» («Великий эксперимент»).

Со времён суперзвезды «Нью-Йоркера» прошлых лет Джона Чивера, который тоже ведь посвятил сотни великих рассказов проблемам американского среднего класса, всё радикально поменялось – поскучнело, помрачнело, обеднело. Говорят даже, что скоро среднего класса не будет вовсе. Однако пока что хотя бы на страницах сборника Джеффри Евгенидиса симпатичные люди стараются размышлять трезво, существовать прилично, а своими случайными изменами да предательствами не гордятся и не бравируют.

Последняя новелла «Нытики» повествует о 90-летней Делле, которая, даже потихоньку утрачивая память, не теряет воли к жизни и свободе, не теряет достоинства:


«Снова идёт снег. Остановившись у окна, Делла ощущает непреодолимое желание выбраться. Уйти так далеко, как унесут её старые ноги… Делла смотрит, как снег вьётся у оконного стекла, и ей кажется, будто она заглядывает в свой мозг. Её мысли теперь ведут себя так же – постоянно кружатся, перемещаются, и в голове царит такая же белая мешанина. Выйти в снег, затеряться в нём – для неё это будет обычное дело. Словно внешнее наконец придёт в согласие с внутренним. Всё вокруг белое. Иди. Не останавливайся. Возможно, она встретит там кого-то – или же нет.
Например, друга».

Книга, кажется, о простых вещах и заурядных, по большей части, ситуациях. Поэзия, порождённая повседневностью, однако же, завораживает. Ещё б отечественные издатели («РИПОЛ классик») были немного корректнее и не дискредитировали бы чужой хороший сборник нелепой обложкой собственного сочинения.

✤✤✤✤✤

теги статьи:

Литература Рецензии

Поделиться статьёй:

В тени

История, Литература, Рецензии

Советский бытовой анекдот до поры до времени прятался в нетрезвых мужских компаниях и в дыму интеллигентских кухонных посиделок, существовал в качестве устного фольклора. Теперь пришло время изучить его вдоль и поперёк. Для этого открываем книгу Вадима Михайлина «Бобёр, выдыхай!» с подзаголовком «Заметки о советском анекдоте и об источниках анекдотической традиции».

Хочется праздника!

История, Литература, Рецензии

Сегодня представляем монографию Елены Владимировны Душечкиной «Русский святочный рассказ. Становление жанра», которая подарит внимательному читателю исчерпывающее представление о таинственном и вдохновляющем предмете исследования – Русском Святочном Рассказе.