г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 20 часов

Династия издателей с Парижских бульваров 🎓

Книжная империя Мишеля Леви

Инна Куканова
17 июля 2022 года

Династия издателей с Парижских бульваров. Книжная империя Мишеля Леви

Мишель Леви, энергичный, предприимчивый, чрезвычайно умный и влиятельный человек, основатель известной семейной династии книгоиздателей, по словам французского историка Жана-Ива Моллье, стал символом исключительного успеха.

Франция стала одной из первых европейских стран, где в конце XVIII в. появилось книгоиздание как отрасль. В XIX в. оно переживало довольно сложный период. С 1860 по 1901 гг. издательства испытывали серьезные трудности. Работа авторов с издателями строилась скорее на личных связях, нежели представляла собой деловые отношения фирмы с клиентом. К тому же, в течение столетия Франция пережила три революции (1830, 1848, 1870) и целый ряд глубоких социально-политических потрясений, связанных с неоднократно менявшейся формой государственного устройства. Постоянные экономические кризисы XIX в. отражались и на книжной отрасли. Являясь продукцией полулюксовой, книга, в случае финансовых трудностей, резко падала в цене, и это неизбежно приводило к закрытию издательства. Прекращение продаж означало катастрофу для маленьких предприятий, которые жили в кредит. Банкротства были многочисленны.

Серьезный кризис конца 1880-х гг. во французской прессе того времени назвали «крахом издательского дела» страны. Книжный рынок стал жертвой общего экономического спада конца XIX в., для которого были характерны острая конкуренция между популярными периодическими изданиями и застой продаж книг. На этом фоне еще больше осложнялись отношения издателей с авторами. Чтобы добиться известности и привлечь к себе внимание, последние были вынуждены объединяться, давая импульс новым литературным течениям в поэзии, зарождению натурализма в прозе и появлению авангарда в драматургии. Эпоха перемен привела к дроблению литературного поля, связанного  изменением и совершенствованием репертуара литературной продукции. В XIX в. издательства выступали как талантливые организаторы производства книги, они развивали чисто рыночные, договорные отношения во всех структурах книжного рынка. Издательский сектор был впрямую заинтересован в постоянном доходе и успехе продаж.

Наиболее крупные французские издательства той эпохи представляли собой либо передаваемые по наследству фирмы (но династии редко превосходили три поколения), либо предприятия, основанные мелкой и средней буржуазией. В качестве примера можно привести такие имена, как Луи Ашетт (сын военного провизора и кастелянши), Мишель Леви (сын торговца вразнос), Жерве Шарпантье (сын младшего лейтенанта), Этцель (сын шорника и акушерки), Шарль Фурн (сын коммерсанта), Данту, Анри Плон и Пуле-Маласи (из семей печатников).

Одним из крупнейших издательских домов, основанных в XIX в. в Париже, является творение Мишеля Леви (1821-1875 гг.), чей жизненный путь называют настоящей историей успеха. Мишель и Кальман Леви – выходцы из бедной еврейской семьи из Эльзаса, региона на границе Франции и Германии. Издательство Леви существует по сей день, известное современникам под именем Кальман. И лишь немногие знают, что все книги второй половины XIX в. изданы братом-основателем фирмы Мишелем Леви.

В XVII в. евреи из Польши и Германии мигрировали на юг. Многие останавливались в Эльзасе, но все же предпочитали дружелюбную Лотарингию, менее охваченную беспорядками. Многочисленные общины обосновывались от Страсбурга до Нанси по дороге, которая от городов Мюциг и Мармутье проходит через Савернский перевал и ведет к городам Фальсбург, Сарребург, Люневиль и Нанси. Такова была и судьба семьи Леви. Симон Леви (1780/84-1854 гг.), отец будущих издателей, родился в Мюциге в Эльзасе. В 1793-1800 гг. он женился на уроженке Фальсбурга, и осев в Лотарингии, зарабатывал на жизнь торговлей вразнос. В тот исторический период частая смена мест жительства, дорога, торговля вразнос были типичны для образа жизни евреев во Франции. Тем не менее, этот народ привнес во французскую культуру свои ценности, обогатив ее, будь то язык или кухня, искусство или архитектура.


В 1826 году дети Леви – Мишель, Кальман, Натан, Александр, Жюль и Бабетт поддержали решение родителей об отъезде из Лотарингии. Париж, который они для себя открывали, поражал роскошью и нищетой. Город увлекал и одновременно готовил к постоянной борьбе за выживание. Столица приучала к коммерции, к жизни Парижских бульваров, к смеху, радости, к празднику театра, к сверкающим яркими красками афишам. Многодетная семья проживала в первом округе Парижа в районе Центрального продовольственного рынка Ле-Аль (Les Halles) на правом берегу Сены. Чтобы прокормить семью, Симон Леви сдавал напрокат бинокли при входе в театры, продавал на бульварах мелкую печатную продукцию и модные романы. Отцовская деятельность повлияла на судьбу Мишеля, младшего из детей Леви. В возрасте четырнадцати лет, отказавшись от обучения в консерватории, Мишель принимает активное участие в создании кабинета чтения, открытого в 1836 г. его отцом на улице Марии Стюарт (rue Marie Stuart, 2 округ Парижа). Годы обучения и становления Мишеля Леви – период с 1826 по 1836 гг. – характеризуются резким поворотом в его карьере. Актер или издатель? Каков бы ни был выбор, его судьба, без сомнения, предполагала быть яркой, а восхождение по социальной лестнице стремительным.

С конца XVIII в. квартал Пале Рояль (Palais-Royal, 1 округ Парижа) отличался особой привлекательностью. Здесь, на престижной улице Вивьен (rue Vivienne) у стен Королевской библиотеки, в 1840 г. Мишель Леви установил свой первый деревянный киоск. В возрасте двадцати лет он получил официальное разрешение на книготорговую и издательскую деятельность. К тому времени он уже владел небольшими магазинами в парижском пассаже Гран Серф (Grand-Cerf, 2 округ Парижа) напротив улицы Марии Стюарт и на некоторых близлежащих улицах. Взлет был стремительный. Бьющая через края энергия братьев Леви объединяла их одной идеей – книгоизданием и торговлей. Необходимо было вести постоянную работу на выходе из театров, рекламируя и распространяя иллюстрированные выпуски, издавая репертуары парижских театров, привлекая поэтов и писателей, но успех приближался, а вместе с ним деньги и слава.

Вокруг обладающего коммерческим чутьем и хорошим знанием театра тридцатилетнего Мишеля формируется парижское литературное объединение: писатель Жюль Жанен, поэт Шарль Рейно, драматург Эмиль Ожье, живописец Жан-Луи-Эрнест Месонье, поэты Шарль Бодлер и Теодор де Банвиль, Альфонс де Ламартин и Луи Рейбо и др.

Мишель Леви не стал звездным актером второй половины XIX в., но он стал издателем всех пьес, представляемых на парижских сценах. Он безжалостно вытеснял любых конкурентов, покупая анонсы спектаклей, и, будучи владельцем журнала «Антракт», использовал свою власть для того, чтобы сотрудничать с директорами театров и драматургами. С середины XVIII – начала XIX вв. на Парижских бульварах открывались новые театры. Мишель Леви контролировал четыре главных сцены столицы: популярный у простой городской публики театр Порт-Сен-Мартен, музыкальный театр Шатле, храм оперетты Гэте и театр Водевиль.

В период Второй империи конкуренция между парижскими издателями особенно обострилась. Из деловой поездки на универсальную лондонскую выставку Луи Ашетт привез идею библиотеки на железнодорожных вокзалах, и вскоре установил там киоски для распространения книг. В 1855 г. Мишель Леви начинает выпуск серии Collection Michel Lévy по цене один франк за издание, которая явилась прообразом современной карманной книги. В серии печатались лучшие современные авторы – Гюстав Флобер, Теофиль Готье, Жерар де Нерваль, Шарль Бодлер, Жорж Санд и др. Тираж каждого издания составлял шесть тысяч экземпляров, невероятные по тем временам масштабы. Журналы, иллюстрированная печатная продукция, огромные тиражи книг, филиалы в Париже, покупка новых площадей, акций, облигаций сделали из простого издательства целую индустрию.

Именно в этот период Мишель объединяет своих двух старших братьев-компаньонов Натана и Кальмана в издательство Librairie Michel Lévy Frères (Изд-во Мишель Леви братья). В фонде Тульской областной библиотеки имеется пятнадцать экземпляров книг, вышедших в свет в этом издательстве в период с 1854 по 1875 гг. Среди них произведения Г. Гейне, О. де Бальзака, Ж. Санд, Ж.-А. Мерль д’Обинь, М. Эскюдье, П. Мериме, Ф. Гизо, О. Фёйе и В. Гюго. Знаменитые авторы, публикуемые в Librairie Michel Lévy frères сделали издательство самым престижным в Европе.

Продолжая завоевывать новую публику и расширять собственное дело, в 1862 г. Мишель Леви выкупает издательство Librairie nouvelle на Итальянском бульваре (Boulevard des Italiens, 2, 9 округ Парижа) – знаменитое место реализации печатной продукции в непосредственной близости к Гранд-Опера. На титульных листах отдельных изданий из фонда Тульской ОУНБ (произведения Жорж Санд и Шарля Эрнеста Бёле, археолога и государственного деятеля) наряду с издательством Michel Lévy Frères, éditeurs имеется указание на Librairie nouvelle.


В отличие от своих конкурентов, Мишель был единственным, кто предпринял попытку строительства «Дома книги», объединяющего издательский дом и магазин, на правом берегу Сены в районе Опера Гарнье. Это было угловое здание на улицах Обер и Скриб (Auber et Scribe, 9 округ). Он доверил проект малоизвестному архитектору Анри Февру (Henri Fèvre, 1828-1901?), который к тому времени зарекомендовал себя сторонником архитектуры индустриального направления. В качестве строительного материала он широко использовал металл и стекло, был известен как автор некоторых объектов для железной дороги Лиона. Будучи супругом Маргариты Дега, сестры известного художника, он был вхож в круги людей искусства и коллекционеров. В марте 1869 г. Анри Февр получил заказ от Мишеля Леви на строительство книжного магазина, а в августе 1870 г. работы уже были завершены. Именно благодаря использованию новых строительных материалов работа была завершена в столь короткие сроки.

Фасад огромного здания из тесаного камня был выполнен в классическом стиле, однако одним из главных условий этого архитектурного направления являлась функциональность. Все детали тщательно продумывались и должны были строго соответствовать предназначению строения. Учитывалось все: использование дневного света, рациональное расположение подсобных помещений, удобство и безопасность рабочих площадей. Февр спроектировал широкие оконные переплёты из стекла на коньке крыши для лучшего освещения больших площадей здания. Подвальный этаж предназначался для складирования бумаги для печати и типографских клише для иллюстраций. Особое внимание было уделено предотвращению рисков возникновения пожара и распространению угольной пыли. Первый этаж служил для приема клиентов, для заказов и продаж. В центре находились стеллажи с книгами, по краям – зал для получения изданий из типографии, зал упаковки и отгрузки литературы клиентам. Верхние этажи были заняты офисами издателей Кальмана и Мишеля Леви, рабочими кабинетами редакторов, корректоров и переплетной мастерской.

Чрезвычайно важной задачей являлось достижение стилистического и смыслового единства внутреннего пространства, в котором все элементы легко сочетались и сообщались между собой. Это создало эффект движения, динамики, благодаря которому строение становилось особенно удобным и комфортным. В XIX в. это был один из самых красивых и больших домов книги в Европе. За вклад в развитие издательского дела по предложению министерства народного образования в январе 1873 г. Мишель Леви был награжден Орденом Почётного легиона. К сожалению, он недолго руководил своим детищем. Мишель Леви умер в Париже в мае 1875 года.

Через тридцать лет со дня основания книгоиздательского дела оно перешло к брату Мишеля, Кальману Леви. Издательство было переименовано в Calmann Lévy, éditeur. Опубликованные в тот период времени книги в количестве более пятидесяти экземпляров хранятся в фонде Тульской областной библиотеки. Часть книг с пометкой на титульном листе Calmann Lévy, éditeur. Ancienne maison Michel Lévy frères датируется 1876-1898 гг. Другая часть, более позднего периода, с 1888 по предположительно 1913 г., вышла в свет в издательстве Calmann Lévy, éditeur.

Масштабы деятельности Мишеля Леви выходили далеко за пределы Франции. Его невероятная жизненная история перевернула в XIX в. мир издательского и книготоргового дела Франции. Фактически, с появления «Дома книги» на улице Обер начали проводить грань между профессиями книготорговца и издателя. Именно он открыл читателю новых писателей, таких как Бодлер, Бальзак, Ламартин, Гюго и др., ставших классиками мировой литературы.

✤✤✤✤✤

Список литературы:

1. Une Aventure d'éditeurs au XIXe siècle : Michel et Calmann Lévy : [catalogue de l'exposition, 25 avril – 24 mai 1986, Paris] / préf. A. Miquel. – Paris : Bibliothèque nationale, 1986. - 67 p. : ill. – Режим доступа: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65324734.

2. Gaudard  V. Calmann-Lévy : une maison d'édition de la rive droite dans ses murs // Livraisons d'histoire de l'architecture. – 2006. – Vol. 11. – № 11. – C. 51–62. – Режим доступа: http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/lha_1627-4970_2006_num_11_1_1032.

3. Grynberg N. La fulgurante saga familiale des frères Levy, inventeurs de l’édition moderne // Noémie Gryngerg. Penser le monde : information et analyse [site]. – [S.l.], 2015. – Режим доступа: http://www.noemiegrynberg.com/pages/genies-juifs/la-fulgurante-saga-familiale-des-freres-levy-inventeurs-de-l-edition-moderne.html#9v3GO5pYssimb6WX.99.

4. Lévy (Michel) // Larousse, P. Grand dictionnaire universel du XIX siècle : français, historique, géographique, mythologique, bibliographique, littéraire, artistique, scientifique, etc. / Par Pierre Larousse. – Paris : Administration du Grand Dictionnaire Universel, [1865]. – Т. 10. – С. 451. – Режим доступа: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k205362h/f455.image.r=.langFR.

Статья опубликована в журнале «Библиотечное дело» в № 1 за 2016 г. Доступна в электронном каталоге Российской национальной библиотеки https://vivaldi.nlr.ru/pm000000926/view/?#page=13.

Поделиться статьёй:

В тени

История, Литература, Рецензии

Советский бытовой анекдот до поры до времени прятался в нетрезвых мужских компаниях и в дыму интеллигентских кухонных посиделок, существовал в качестве устного фольклора. Теперь пришло время изучить его вдоль и поперёк. Для этого открываем книгу Вадима Михайлина «Бобёр, выдыхай!» с подзаголовком «Заметки о советском анекдоте и об источниках анекдотической традиции».

Хочется праздника!

История, Литература, Рецензии

Сегодня представляем монографию Елены Владимировны Душечкиной «Русский святочный рассказ. Становление жанра», которая подарит внимательному читателю исчерпывающее представление о таинственном и вдохновляющем предмете исследования – Русском Святочном Рассказе.