г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 20 часов

Возвращение памяти 🎓

Научное наследие литературного критика и библиографа Дмитрия Сергеевича Дарского

Анастасия Аникушина
28 июля 2022 года

Труды писателя и религиозного философа Дмитрия Сергеевича Дарского (1883-1957) представляют большой интерес для современных исследователей, сопоставляющих авторские рассуждения с накопленными общетеоретическими сведениями о творчестве выдающихся русских поэтов.

Долгое время научное наследие учёного оставалось неизученным. Подробные публикации о работах Дарского появились лишь в 1990-х одах.

Ряд статей, опубликованных в газете «Тула вечерняя» за 1993 г. в рубрике «Забытые имена», посвящён личности Д. С. Дарского. Статья Александра Акимова «Дарский – портрет… в зеркалах» в выпуске от 18 мая содержит материалы о фотографии, на которой запечатлён писатель в зеркальном интерьере. Уникальность снимка заключается в его редкости: экземпляр принадлежал семейному архиву Николая Александровича Милонова, отец которого, Александр Петрович Милонов, дружил с Дмитрием Сергеевичем. История создания снимка неизвестна. Автор статьи предполагает, что салонный портрет выполнен неизвестным мастером в Москве в середине-конце 1920-х годов.

В выпуске газеты от 24 марта вышла статья «Созвучие душ» самого Н. А. Милонова – профессора Тульского государственного педагогического института, заслуженного деятеля науки РФ, также опубликованная А. Акимовым. Интересен тот факт, что Дарский никогда не разговаривал о будничных делах. Сразу же после приветствия диалог был посвящён тому, что открыли для себя собеседники в романах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и других выдающихся мыслителей. Милонов подчёркивает, что «говорить о таких людях, как Дмитрий Сергеевич Дарский, значит говорить о жизни их духа»1, которая в свою очередь запечатлена в книгах Дарского о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине и А. А. Фете.

В Тульской областной научной библиотеке хранится книга с автографом Д.  С.  Дарского на титульном листе из коллекции Н. А. Милонова – «Медея» Еврипида (СПб., 1902). На принадлежность владельцу указывает прямоугольный оттиск синего цвета, расположенный на одной странице с автографом. Оцифрованная копия «Медеи» доступна в электронном каталоге Российской государственной библиотеки2.

Милонов упоминал, что память о людях, которые создавали культуру нашего города, не должна быть утрачена3. Поэтому особую значимость имеет выход статьи В. Владимирова «Воскрешение Дмитрия Дарского», опубликованной в номере «Тулы вечерней» от 2 февраля, об основных вехах жизни и деятельности писателя.

Д. С. Дарский родился в Туле 29 сентября 1883 года в семье священника. Отец – потомственный почётный гражданин г. Тулы Сергей Фёдорович Дарский, мать –Александра Яковлевна. Детство мальчика прошло в самом центре Тулы, на Почтовой улице.

Примечательно, что в нашей библиотеке хранятся издания, принадлежавшие Сергею Фёдоровичу. Одним из них являются письма к иезуиту Мартынову «Иезуиты и их отношение к России» (М., 1866). На форзацном листе книги расположено тиснение с именем владельца – «Сергей Фёдорович Дарский». На шмуцтитуле – его автограф, оставленный чернилами. На форзаце труда Эмиля Жебара «Начала возрождения в Италии» (СПб., 1900) находится автограф Дмитрия Сергеевича, написанный карандашом.

В 1910 г. Д. С. Дарский, будучи выпускником исторического факультета Московского университета, поступает в одну из московских гимназий преподавателем русской литературы и истории. В 1914 г. писатель выпускает книгу «Чудесные вымыслы. О космическом сознании в лирике Фёдора Ивановича Тютчева». В истолковании творчества поэта Дарский следует за размышлениями религиозного мыслителя В. С. Соловьёва и литературного критика-импрессиониста Ю. И. Айхенвальда. Термин «космическое сознание», отражённый в работе о Тютчеве, обозначает «высшую, качественно новую ступень развития человеческого духа, прозрение смысла мирового порядка («Бог есть вселенная») и в связи с этим избавление от страха смерти»4. В библиотеке хранятся два экземпляра труда. Один из них также принадлежал Н. А. Милонову.


В 1915 году публикуется следующая книга Д. С. Дарского – «Маленькие трагедии Пушкина». Экземпляр издания хранится в Тульской областной научной библиотеке. На шмуцтитуле находится дарственная надпись: «В Тульскую Центральную библиотеку от автора 17/IX-1919».

Об этом исследовании и биографических сведениях автора пишет О. М. Моторина в статье «“И автограф оставит Судьба”: живые свидетели времени», опубликованной в 11-м выпуске журнала «Библиотечное Дело» за 2013 год5.

В 1916 г. выходит исследование лирики А. А. Фета «Радость земли», заслужившее благодарность и одобрение религиозного философа, критика и публициста В. В. Розанова. Он отмечал, что русская литература не имела такого крупного исследования творчества поэта, какое дал ей Дарский: писатель тщательно изучил мотивы лирики Фета и объединил их в своём труде. В областной научной библиотеке хранится экземпляр этой книги с дарственной надписью Д. С. Дарского: «В Тульскую Центральную Публичную библиотеку от автора».

Труд Дарского проанализировал литературовед, преподаватель русского языка и литературы в московских средних учебных заведениях В. М. Фишер. Рассуждения автора вошли в раздел «Критика и библиография» 11-го номера журнала по истории и истории литературы «Голос минувшего» (М., 1916). 

В ТОНБ хранится первая часть «Учебника по истории русской литературы» Фишера (М., 1917) с дарственной надписью на титульном листе «Дмитрию Сергеевичу Дарскому с дружеским приветом от автора» из коллекции Милонова.

В 1992 г. вышел второй том биографического словаря «Русские писатели. 1800-1917» с подробной словарной статьёй о Дарском литературоведа, доктора филологических наук В. А. Викторовича6. Учёный отмечает, что именно в исследовании лирики Фета окончательно оформился метод «поэтической биографии»: идеи и образы, в которых намеренно растворяется писатель, раскрываются в обилии цитирования, стилизации.

В выпуске от 25 февраля 1993 г. газеты «Тула вечерняя» опубликован сокращённый вариант статьи учёного к публикации речи «Пушкин и Достоевский» из журнала «Литературная учёба» – «Д. С. Дарский – литературный критик». По мнению Д. С. Дарского, Пушкин и Достоевский являются центрами национального мироздания.

В «Энциклопедии тульской журналистики» Б. А. Играева (Тула, 2018)7 опубликована словарная статья о Д. С. Дарском, в которой упоминается, что в годы Первой мировой войны появилась типография братьев А. С. и Д. С. Дарских и В. Н. Черносвитова. В 1917 г. она была реквизирована.

27 апреля 1917 г. вышел первый номер прогрессивной политической, общественной и литературной ежедневной газеты «Свободная мысль», редактором-издателем которой являлся Д. С. Дарский. Это первая в Туле демократическая газета. 13-15 марта 1918 г. газета была закрыта, поскольку являлась оппозиционной большевистскому движению, и национализирована. Фамилия редактора-издателя была помещена в «Погубернский список членов антисоветских партий, взятых на учёт органами ВЧК».


Основные этапы жизни Д. С. Дарского отражены в «Тульском биографическом словаре. Новые имена» (Тула, 2003). Имя писателя мы находим и на страницах книги «Библиотека. Не только книги…» (Тула, 2003), выход которой был приурочен к 170-летию областной научной библиотеки.

В изданиях обозначено, что 8 апреля 1919 г. Д. С. Дарский начинает работать в Центральной публичной библиотеке помощником заведующего, заведующим Государственным книгохранилищем и учёным библиографом. Писатель участвовал в приобретении книг для библиотеки. Так, в ноябре 1919 г. он спас две тысячи ценных книг из 7-й советской школы. В ноябре 1919 г. был назначен членом коллегии библиотечного отделения губернского отдела народного образования. Благодаря усилиям Дмитрия Сергеевича была организована выставка ко дню памяти Л. Н. Толстого. Московские газеты и журналы в этот же период публикуют работы Дарского по творчеству А. С. Пушкина.

Т. В. Тихоненкова подробно описала в своих статьях жизненный путь и литературную деятельность критика-эссеиста. В 2002 г. в Туле выходит сборник «Тульский край. Памятные даты на 2003 год», где публикуется статья «120 лет со дня рождения (1883) Д. С. Дарского». В 1-м выпуске журнала «Новое литературное обозрение» за 2005 г. напечатана статья «Инскрипты литераторов в фонде Отдела редких книг Тульской областной библиотеки»8. Не менее значимым событием является выход шестого номера журнала «Библиотека» за 2001 г. – «Дмитрий Дарский – журналист и библиотекарь: возвращение из забвения».

Нельзя не отметить и статью в панораме экономической, политической и культурной жизни нашего региона – «Тульской историко-культурной энциклопедии» (Тула, 2018)9, содержащую систематизированный материал о библиографе с указанием источников. Представленная в энциклопедии информация указывает на то, что дед Д. С. Дарского Фёдор Дарский был священнослужителем – протоиереем Александровского кадетского корпуса.

Религиозные взгляды писателя нашли отражение в его мировоззрении. П. В. Алексеев в биографическом словаре «Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды» (3-е изд.; М., 1999 г.) с опорой на труды В. А. Викторовича отмечает, что «Маленькие трагедии Пушкина» Дарского – «образцовое явление эссеистической критики»10. Дарский не приводит традиционные представления о А. С. Пушкине как светлом, безмятежном гении, а истолковывает «маленькие трагедии» как переломное явление жизни и творчества поэта, в душе которого происходит непрерывная борьба светлого и тёмного начал. Литературовед считал, что художественное произведение является духовной автобиографией творца. По мнению Дарского, открытия Пушкина запечатлены в размышлениях Достоевского, раскрытых в религиозно-философском ключе. Литературные критики высоко оценили сочинение автора.


В 1922 г. Дарский переехал в Москву и получил должность заведующего отделением периодической печати библиотеки Государственного исторического музея, затем – библиографа Центральной справочной библиотеки Московского отдела народного образования. В этом же году он становится действительным членом Общества любителей российской словесности. С 1924 по 1929 г. работает в Государственной академии художественных наук. В 1929 г. был репрессирован и до 1934 г. находился в ссылке.

С 1934 по 1940 г. Дарский являлся научным сотрудником созданного в этом же году Государственного литературного музея под руководством революционера, большевика В. Д. Бонч-Бруевича.

В последующие годы возглавлял в должности заведующего Библиотеку Богословского института при Московской патриархии. С 1954 г. находился в доме инвалидов в Клину, где продолжал изучать творчество А. С. Пушкина. Умер 19 декабря 1957 г.

Имя литературоведа было незаслуженно забыто. Лишь в 1930 г. в третьем томе «Литературной энциклопедии» появилось небольшое упоминание о нём. В словарной статье делается акцент на образности и поэтичности языка автора, однако не обосновывается научная ценность изложенных в его трудах фактов, так как в год выхода издания писатель находился в ссылке. Энциклопедия представлена в нашем фонде.

В четвёртом выпуске журнала «Вопросы литературы» за 1988 г. вышла заметка В. В. Розанова, посвящённая отдельным главам из книги Д. С. Дарского «Радость жизни».

Статья В. Чижова «Дитя “серебряного века”» от 29 мая 1993 г. в газете «Тула вечерняя» написана о встрече в гостиной Дома-музея В. В. Вересаева, посвящённой Д. С. Дарскому. В данном материале автор упоминает о книгах литературного критика, которые хранятся в фондах Тульской областной научной библиотеки.

В первом томе аннотированного указателя «Русская интеллигенция: автобиографии и биобиблиографические документы в собрании Семёна Афанасьевича Венгерова» (СПб., 2001) опубликована информация о личности Д. С. Дарского.

Литературоведческое творчество Д. С. Дарского строится на философском осмыслении вопросов, поднимаемых в художественных произведениях, и представляет собой неповторимый образец сближения прозы с поэзией.

✤✤✤✤✤

Примечания:

1 Милонов, Н. А. Созвучие душ // Тула вечерняя. – 1993. – 24 марта.

2 Еврипид. Медея: с портретами Еврипида / пер. с греч. Д. С. Мережковский. – СПб.: Знание, 1902. – 62 с. // Режим доступа: https://clck.ru/34pCkn

3 Милонов, Н. А. Созвучие душ // Тула вечерняя. – 1993. – 24 марта.

4 Алексеев, П. В. Дарский Дмитрий Сергеевич [1883-1957] // Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 1999. – С. 242.

5 Моторина, О. М. «И автограф оставит Судьба»: живые свидетели времени // Библиотечное дело. 2013. – № 11. – С. 6–9: фото. – Режим доступа: https://clck.ru/34pCbA

6 Дарский Дмитрий Сергеевич: [29.9(11.10).1883 – 19.12.1957] // Русские писатели, 1800–1917: биографический словарь / Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) Рос. акад. наук; гл. ред. П.  А. Николаев. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1989- . – Т. 2: Г – К. – 1992. - С. 87–89: портр. – Режим доступа: https://clck.ru/34pCbk

7 Играев, Б. А. Дарский Дмитрий Сергеевич / Играев, Б. А. Энциклопедия тульской журналистики. – Тула: [б. и.], 2018. – С. 245. – Режим доступа: https://clck.ru/34pCmu

8 Тихоненкова, Т. В. Инскрипты литераторов в фонде Отдела редких книг Тульской областной библиотеки // Новое литературное обозрение.  2005. – № 1 (71). – С. 498–509. – Режим доступа: https://clck.ru/34pCnk

9 Тихоненкова, Т. В. Дарский Дмитрий Сергеевич // Тульская историко-культурная энциклопедия / [редкол.: Е. В. Симонова (отв. ред.) и др.]. – Тула: Дизайн-коллегия, 2018. – С. 532.  Режим доступа: https://clck.ru/34pCoD

10 Алексеев, П. В. Дарский Дмитрий Сергеевич [1883-1957] // Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 1999. – С. 242.

Статья «Возвращение памяти. Научное наследие литературного критика и библиографа» напечатана в журнале «Библиотечное Дело» в № 3 за 2022 год.

Хочется праздника!

История, Литература, Рецензии

Сегодня представляем монографию Елены Владимировны Душечкиной «Русский святочный рассказ. Становление жанра», которая подарит внимательному читателю исчерпывающее представление о таинственном и вдохновляющем предмете исследования – Русском Святочном Рассказе.

В царстве минералов

Книжные памятники, Литература

Интерес к драгоценным камням, как к украшениям, оберегам, орудиями труда и охоты, у человека появился очень давно. Наука же о драгоценных камнях, геммология, зародилась только на рубеже XIX–XX вв. Именно этим периодом датируются книги, посвященные распознанию и применению драгоценных камней. О некоторых изданиях из фонда ТОНБ речь пойдет в этой статье.