г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Санитарный день

"КиноХаос" стал "ПростоКино"

В общем и целом киноклуб функционировал в 2024 году в своём обычном режиме

В общем и целом киноклуб функционировал в минувшем году в своём обычном режиме, согласно которому модератор интуитивным образом выбирает фильм, обеспечивая разнообразие и глубину материала, а сотрудник технического отдела неизменно находит для будущего просмотра копию самого высокого качества с максимально удачным дубляжом. После просмотра - непродолжительный перерыв на чай и, наконец, долгожданное обсуждение в тесном дружеском кругу любителей киноискусства.

А впрочем, нововведение случилось уже в самом начале 2024-го года: именно тогда киноклуб поменял своё прежнее, провоцирующее беспорядок название «КиноХаос» на гораздо более конструктивное «ПростоКино».

Следующее новшество - участие в обсуждении стало платным. 100 рублей - разовое посещение, 200 рублей абонемент на текущий календарный месяц.

Ещё одна организационная новинка прошедшего сезона: теперь свободный обмен мнениями идёт вторым пунктом программы. А перед тем выслушиваем первичное самостоятельное высказывание каждого оставшегося посетителя, двигаясь по кругу - по часовой или, иногда, против часовой стрелки. Таким образом, каждый из оставшихся на обсуждение активирует свои мысли и чувства, сразу же занимая по отношению к фильму гораздо более осознанную позицию, нежели прежде, когда высказывание ещё не было обязательным, что позволяло некоторым участникам бездумно скользить по волнам чужих наблюдений и выводов. А ведь наша задача – по максимуму развить разумное и ответственное коллективное усилие! Чем больше людей удаётся включить в процесс заинтересованного разгадывания кинокартины, тем поразительнее бывает результат.


На первоклассной аппаратуре Горбовского зала каждый четверг, за исключением лишь праздничных дней и августовских каникул, демонстрировались в минувшем году фильмы самых разных стран и эпох: советские, голливудские, независимые американские, европейские, азиатские (в основном корейские), крайне редко – современные российские. Название фильма по-прежнему не сообщается заранее, чтобы участники будущего обсуждения не успели «отравиться» чужими, как правило, банальными и, мягко выражаясь, неточными суждениями из Сети. Такая стратегия позволяет нам избавиться от «наведённых» мнений, от сетевых стереотипов и клише, которыми любят жонглировать в Интернете, а впрочем, и в бумажных изданиях. Даже модератор предпочитает теперь выбирать фильмы, которые прежде в полном объёме не смотрел. Это позволяет ему занимать на обсуждении ту же самую позицию «счастливого неведения», которая характерна для всех участников киноклуба и которая обеспечивает в разговоре необходимую внутреннюю свободу.

Мы вырабатываем единственно верное и единственно точное мнение, пользуясь невероятной внимательностью так называемого «коллективного тела» в комплекте с коллективной же аналитической сноровкой, которая за два-три заседания вырабатывается даже у самых доселе не продвинутых зрителей. Условия успеха здесь – добрая воля участника процесса, его любовь к киноискусству, отсутствие пристрастия к клишированным мнениям, способность внимательно вглядываться во время сеанса и столь же внимательно вслушиваться во время выступления коллег на обсуждении.

Киноклуб с готовностью откликается на те или иные даты: на значимые праздники, юбилеи крупных кинематографистов, на печальные известия о смерти того или иного мастера режиссёрского или актёрского цеха, что позволяет почтить память и воздать должное. Одним из самых эмоционально насыщенных стал просмотр фильма Андрона Михалкова-Кончаловского по сценарию Евгения Григорьева «Романс о влюблённых» (1974), приуроченный к полувековому юбилею выхода фильма на экраны страны. Поразительно, но на обсуждении нашлись люди, которые по нескольку раз смотрели эту картину в молодости на огромном экране широкоформатного кинотеатра «Салют», а параллельно заслушивались пластинкой с песнями и музыкой Александра Градского, стирая дорожки пластинки в пыль от многократного употребления. И здесь же, в том же нашем Горбовском зале оказались молодые люди и девушки, для которых дискуссионный шедевр полувековой давности стал настоящим откровением. Никто, короче, не ушёл в тот раз равнодушным.

Всем запомнилась серия фильмов новогодней и Рождественской тематики, которой 2024-ый год открывался. Например, соизмеримый в Америке с нашей «Иронией судьбы» по уровню популярности фильм режиссёра Джорджа Ситона «Чудо на 34-й улице» (1947) вспоминали потом на протяжении всего года, настолько захватывающими оказались и само экранное действо, и последующий разговор о нём.

На киноклубе действует принцип контрастного подбора материала: следом за комедией или бурлеском, как правило, следует серьёзная психологическая драма, и наоборот. В случае, если фильм предыдущей недели базировался на некоем сильном драматургическом приёме, следующее за ним кино подбирается таким образом, чтобы мы могли проследить развитие приёма или его трансформацию.

Поскольку обсуждать интереснее «хорошо придуманные» фильмы, нежели фильмы «атмосферные», зачастую в программе появляются не вполне шедевры, зато картины с драматургической «изюминкой». Допустим, такими были американские ленты «Дом игр» (1987) Дэвида Мэмета и «Помни» (2000) Кристофера Нолана. Во время просмотра они были холодноваты, «суховаты», однако, оба обсуждения, благодаря изощрённым драматургическим придумкам авторов, превратились в детективные расследования, где каждая мелочь была важна и где практически все участники разговора внесли свою лепту.

В новый 2025-ый год киноклуб ТОНБ «ПростоКино» вступает в ожидании новых интересных картин, а главное, в предчувствии новых захватывающих дискуссий, на которых каждому участнику обсуждения всегда удаётся максимально приблизить сколь угодно географически далёкие или предельно условные сюжеты – к своей личной психологической реальности. Всякое хорошее кино держится на универсальных смыслах, которые через полтора часа бурного обсуждения непременно нами обнаруживаются, а после помогают содержательно проживать свою повседневность.

Вплоть до следующего четверга.

теги статьи:

Поделиться статьёй: