г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 20 часов

Коллекция Николая Милонова в фондах научной библиотеки 🎓

Описание книжного собрания именитого тульского литературоведа, краеведа, лектора и педагога

Елена Кулешова
19 июня 2023 года

Уверен, что культура не иссякнет никогда,
она как родник, может пробиваться в глубинных пластах,
но все равно найдет путь и выльется чистой рекой,
питая людские души
Н. А. Милонов

Личные собрания деятелей науки, культуры, просвещения являются предметом гордости любой библиотеки. К таковым относится коллекция Н. А. Милонова, хранящаяся в фонде Тульской областной библиотеки.

Милонов Николай Александрович (1923–1994) – кандидат филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Тулы1. Такие, по-энциклопедически сдержанные, сведения содержаться в Тульском биографическом словаре.


Гораздо больше теплых слов о Н. А. Милонове, как о человеке, преподавателе, деятеле науки можно почерпнуть из воспоминаний коллег и студентов Николая Александровича, напечатанных в тульских газетах и краеведческих изданиях.

«Имя Николая Александровича Милонова хорошо известно тульской общественности. Он знаком как лектор и педагог многим учителям, студентам, учащимся. Его труды мы встречаем на полках наших библиотек и музеев. Живое слово Николая Александровича мы слышали на литературных вечерах и митингах, на юбилейных собраниях и научных конференциях»2,

так вспоминает о нем один из ведущих краеведов Тульской области В. И. Боть. С Милоновым его связывало многолетнее сотрудничество в Тульском областном краеведческом музее.

«Научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность Н. А. Милонов успешно сочетал с большой общественной работой: был председателем научно-методического совета по литературе и искусству областной организации общества «Знание», заместителем председателя Тульского областного отделения Российского фонда культуры, председателем совета по краеведению, членом президиума совета Тульского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, членом ученых советов Государственного музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и Тульского областного краеведческого музея, многолетним руководителем литературно-краеведческого кружка студентов-филологов пединститута» 3.

Все, кто знал Николая Александровича, говорят о нем только в превосходной степени, как о человеке «высочайшей духовной силы и такой же доброты». Тульский журналист и литературный критик Коротков Э. В, вспоминая о Милонове, говорил, что каждая встреча с ним «всегда становилась как бы глотком свежей родниковой чистой воды – так велико было обаяние этого необыкновенного человека, чья искренняя доброжелательность кажется не имела предела»4.

Студенческие годы и дальнейшая преподавательская деятельность Николая Александровича Милонова были неразрывно связаны с посещением Тульской областной библиотеки. Старейшие сотрудники библиотеки, которым посчастливилось общаться с Николаем Александровичем, с большой симпатией говорят об этом «внимательном, улыбчивом, невероятно скромном» человеке. Н. А. Милонов. был постоянным участником тематических вечеров, литературных встреч, проходящих в стенах библиотеки. «Человек колоссальной эрудиции, настоящий русский интеллигент в лучшем значении этого слова, он всегда готов был поделиться своими знаниями. А каким он был собеседником! Он находил общий язык и со своими коллегами, и со студентами, и со школьниками», такие теплые воспоминания от общения с Николаем Александровичем остались у работников Тульской областной библиотеки.

Николай Александрович родился в учительской семье. Его отец, Милонов Александр Петрович (1886–1944) – педагог, преподаватель истории и литературы, просветитель «вместе с плеядой других интеллигентов-подвижников оказал заметное влияние на культурную жизнь Тулы в довоенное время, в частности, на становление как литератора его сына Н. А. Милонова»5.

Свою трудовую деятельность Милонов начал в 1945 году. После окончания Тульского пединститута преподавал в Тульском медицинском училище. С 1953 по 1994 годы его место работы было неизменным – Тульский государственный педагогический институт. Сорок лет проработал Милонов на кафедре литературы, пройдя путь от ассистента до профессора.

В статье «Города почетный гражданин», напечатанной в ноябре 1993 года в газете «Тула вечерняя», краевед Валерий Пилипенко так вспоминает о научной деятельности Николая Александровича: «Работая учителем, Милонов пришел к выводу, что «существует огромная диспропорция между обилием материалов о связи с нашим краем русских классиков и степени их изученности». И ему «страшно захотелось взяться за это дело». Темой его научных исследований в аспирантуре Московского педагогического института «стало раннее творчество Г. И. Успенского как раз тот период, который особенно тесно связан с Тулой. Так вот и пошло изучение литературы с уклоном в краеведение»6.

«Н. А. Милонов принадлежал к числу исследователей, самоотверженно утверждавших литературное краеведение, как науку», вспоминал Э. В. Коротков7.

Николая Александровича можно по праву назвать одним из самых крупных ученых-литературоведов, который снискал известность своими книгами. «Драматургия А. В. Сухово-Кобылина», первое литературное исследование, изданное в Туле в 1956, в Книжном издательстве. В центре внимания автора – анализ трилогии драматурга «Свадьба Кречинского» «Дело» и «Смерть Тарелкина». В предисловии к изданию Н. А. Милонов писал: «Настоящая работа не претендует на исчерпывающее освещение жизненного пути А. В. Сухово-Кобылина. Основные факты его биографии привлечены постольку, поскольку они помогают понять идейно-художественные особенности трилогии» 8.

С 1963 по 1987 год в тульских издательствах вышло в свет значительное количество трудов Милонова по литерурному краеведению: Писатели Тульского края (1963); Русские писатели и Тульский край (1971); Толстой и Тула (1976), Литературное краеведение (1985), В. В. Вересаев и Тула (1987). Особенно хотелось бы выделить альбом, который был издан в 1978 году и переиздан в 1982, «Тульский край в рисунках В. А. Жуковского». В предлагаемой книге поэт представлен в новом качестве – искусного рисовальщика, создателя большого количества офортов и рисунков.

Все эти издания, являющиеся настольными книгами всех преподавателей русской литературы, бережно хранятся в Тульской областной библиотеке.

Репертуар коллекции, переданной в дар библиотеки вдовой профессора Нонной Александровной Милоновой, отвечал профессиональным интересам Милонова. Именно это отмечали его коллеги: «В его квартире прежде всего обращали на себя внимание книги, книги и книги. Нет, не солидные, редко раскрываемые тома в золоченных переплетах, а читанные перечитанные, ершащиеся множеством закладок рабочие книги ученого- литературоведа и краеведа» 9. Большая часть изданий относятся к разделу литературоведение, истории русской литературы, русская, советская и зарубежная художественная литература. Также в коллекции присутствуют труды по всемирной истории, истории России, искусству, архитектуре, живописи, графике.

Неоценимый вклад для подготовки статьи оказала ксерокопия рукописного каталога личного собрания Милонова, вместе с книгами переданного Н. А. Милоновой в дар Тульской областной библиотеке.

Коллекция насчитывает более 4000 экз. Из них дореволюционные издания составляют 85 экз. Самые ранние из которых: Цицерон М. Т. «Одиннадцать писем разного содержания, а особливо утешительных из дружеских писем выбранныя…» (М., 1784) Марк Тулий Цицерон был известен своим ораторским искусством и неординарным подходом к публичным выступлениям. Неудивительно, что именно переписка древнеримского политика и оратора с его современниками привлекла внимания профессора Милонова.

Интересовался Николай Александрович и российской историей. О чем свидетельствует наличие в его коллекции первого тома «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, вышедшего в свет в Санкт-Петербурге в 1818 году. Эти издания представляют особую ценность и относятся к категории единичных книжных памятников.


В исторический раздел включены произведения по всемирной истории: «Общий ход всемирной истории: очерки главнейших исторических эпох» вышла в свет в Санкт-Петербурге в издательстве в 1903 году. Автор этой историко-философской монографии Николай Иванович Кареев (1850–1931) – русский историк социолог и педагог.

Другое, не менее интересное, издание – учебное пособие (издание 1913 года), основанное на рукописи Г. К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича», написанной в XVII веке. По мнению историков сочинение, чиновника Посольского приказа, Григория Карповича Котошихина (1630–1637 гг.), представляет собой ценнейший труд, характеризующий состояние Московского государства середины XVII века. В пособие вошли три, наиболее значимые, главы из этого исторического источника.


Особенности бытового уклада преуспевающих жителей Древнего Рима, посредством писем древнеримского политический деятель и писатель Плиния Младшего, представлены в произведении Дачная обстановка и образ дачной жизни знатного и богатого римлянина в первом столетии по Р. Х, изданном в Казанском университете в 1888 года. «В первые периоды своей исторической жизни Римляне отличались скромностью в домашней обстановке, строгостью жизни и чистотою нравов. Но с постепенным покорением ими соседних племен и народов, когда в Рим стали стекаться богатства всего света, на Римское государство, по глубокому замечанию одного глубокого римского мыслителя, обрушились два страшных порока: жадность и роскошь», – так писал переводчик этой книги, русский педагог П. П. Гвоздев10.

Среди более поздних изданий конца XIX начала XX века можно выделить монографии по истории русской и зарубежной литературы, литературоведению, литературному краеведению: Покровский, В. И. Историческая хрестоматия: Вып. 8: пособие при изучении рус. словесности : для учеников ст. кл. сред. учеб. заведений и преподавателей (М., 1891). Многотомное издание В. Покровского, известного своими трудами по истории литературы, в начале XX века считалось одним из лучших учебных пособий по изучения народной словесности, истории древнерусской литературы. Однако из-за дороговизны и большого объема материала, учебник не нашел должного применения в обучении. Специально для учащихся В. Покровский издал другое пособие по русской словесности – «Сокращенную историческую хрестоматию».

В коллекции хранится немало подарочных изданий, которые представляют интерес не только своим содержанием, но и полиграфическим исполнением. К таковым относится «Альбом московской пушкинской выставки 1880 года», изданный в 1882 году. Альбом содержит биографический очерк, посвященный А. С. Пушкину, 62 фотогравюры и фотолитографии художника М. М. Панова и три политипажа. Выставка была приурочена к открытию памятника Пушкину в Москве. Впервые в истории русской культуры, были собраны пушкинские реликвии из частных семейных коллекций, музеев закрытых учебных заведений и государственных учреждений. Московская Пушкинская выставка явилась первым опытом в организации литературных выставок в России.

В раздел коллекции «Литературоведение включены издания лучших дореволюционных специалистов в области истории русской литературы, монографии посвященные жизни и творчеству русских и зарубежных писателей В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, Ф. И. Тютчева, А. Белого, а также французского философа-просветителя Врльтера, англо-ирландского писателя Д. Свифта и т. д. Среди них: Котляревский, Н. А. «Литературные направления Александровской эпохи» (СПб., 1907). Айхенвальд Ю. И. «Силуэты русских писателей», издано в 1908 в Санкт-Петербурге. Воспоминания доктора Карла Карловича Зейдлица «Жизнь и поэзия В. А. Жуковского: 1783-1852: по неизданным источникам и личным воспоминаниям К. К. Зейдлица» (СПб., 1883). Первый литературный опыт литературоведа, уроженца Тульского края Дмитрия Сергеевича Дарского «Чудесные вымыслы»: о космическом сознании в лирике Тютчева», изданные в 1914 году. Автографом Д. С. Дарского отмечено и одно из изданий в коллекции.

В коллекции Н. А. Милонова хранятся издания представляющие большой интерес с краеведческой точки зрения. Среди них: монография известного литературного критика второй половины XIX века Н. Н. Страхова «Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом», изданная в Санкт-Петербурге в 1885 году и посвященная исследованию творчества И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, а также Письма И. С. Тургенева к Л. Н. и Л. Я. Стечкиным (Одесса, 1903).

Страхов Н. Н. являлся приверженцем почвеннического направления в русской критике и публицистике и неудивительно, что в сборнике «Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом» он отмечал, что «во многом отношения Тургенева и Толстого противоположны друг другу. Одного можно назвать западником другого славянофилом», «один-подражатель и идет по течению; другой чрезвычайно самобытен и независим от всяких течений; один обнаружил слабость в своих отношениях к общественному мнению; другой очевидную нравственную силу»11.

«Письма И. С. Тургенева к Л. Н. и Л. Я. Стечкиным» были опубликованы в 1903 году благодаря попечителю Одесской городской публичной библиотеки графу М. М. Толстому, которые до того момента находились в его рукописном фонде. Переписка начинается в 1878 году и содержит 55 писем к Любови Яковлевне и ее матери.


Русская художественная литература дореволюционного периода представлена произведениями: Гомера «Илиада» (СПб. 1861), древнегреческого драматурга Еврипида «Алкестида», «Неистовый Геракл» и «Медея», изданных в Санкт-Петербурге с 1891 по 1902 гг. В составе коллекции вошли произведения таких западноевропейских писателей как: Мольер, Ламартин, Сервантес, М. Метерлинка, О. Уайльд.

Большой интерес представляет антикварное издание А. С. Пушкина «Собрание сочинений: в 6 томах» из серии «Библиотека Великих Писателей» под редакцией профессора С. Венгерова. Издавалось в Санкт-Петербурге и Москве, в типографии Брокгауз и Ефрон с 1907 по 1915 г. Коллекция располагает 5 томами данного собрания. Среди прочих «пушкинских энциклопедий» это издание ценно как своим превосходным оформлением, так и уникальным содержанием.

Личное собрание Н. А. Милонова невозможно себе представить без произведений Г. И. Успенского, творчество которого стало отправной точкой в профессиональной деятельности профессора. Первый том, двухтомного «Сочинения Глеба Успенского» (прижизненное издание 1889 года), в котором автор собрал очерки посвященные жизни столичной и провинциальной рабочей бедноты. Особого внимания, с краеведческой точки зрения, заслуживает серия рассказов под названием «Нравы Растеряевой улицы», в которых Успенский описал жизнь рабочего предместья Тулы, «все Заречье и целую слободу Чулково» 12. С характерной для писателя точностью подмечен быт фабричных рабочих, ремесленников и мелких чиновников.

Книги, изданные во время Великой Отечественной Войны, насчитывают в коллекции более 20 экз. Это хрестоматии по истории русской литературы, русские народные сказки и издания, посвященные жизни и творчеству русских писателей и поэтов: Пушкина А. С., Лермонтова М. Ю., Толстого Л. Н., Некрасова Н. А., Огарева Н. П., Мамина-Сибиряка Д. Н. и т. д.

В сборник Орлова С. А. «Героические темы древней русской литературы» (М., Л., 1945) вошли памятники древнерусской письменности, объеденные темой борьбы русского народа с иноземными захватчиками.

С точки зрения полиграфического исполнения, особый интерес вызывает юбилейное издание, вышедшее в 1941 году к столетию со дня смерти поэта. М. Ю. Лермонтов : жизнь и творчество, 1814-1841. Ледериновый переплет украшен золотым тиснением. «В издании широко представлена так называемая альбомная живопись и графика. Они знакомят нас с окружением поэта, передают колорит и стиль эпохи», писал составитель альбома М. Голосовкер13.

Среди тульских изданий военного времени, особо хотелось бы выделить сборник, составленный литературоведом и фольклористом Жислиной С. С. «Рассказы о Толстом» (Тула, 1941). В него вошли воспоминания о Л. Н. Толстом, записанные со слов крестьян Ясной Поляны и других мест, связанных с жизнью и деятельностью Льва Николаевича.

Как специалиста по русской словесности, Милонова не могли не интересовать издания по фольклору, к таковым относятся: «Былины» (Л., 1954); «Быстра реченька бежит: зауральские частушки», изданные в Челябинске в 1982 году. Особо хотелось бы отметить полиграфическое исполнение издания 1968 года «Героические русские былины». Автор иллюстраций – художник Лев Александрович Фомичев (1932–2018), который был известен своими работами в стиле лаковой миниатюры. В состав личного собрания Милонова вошли: сборник «Песни русских поэтов» XVIII–XX веков (Ломоносова М. В., Державина Г. Р., Пушкина А. С., Тургенева И. С. И др.), изданный в Ленинграде в 1957 году, московское издание 1962 года «Песни русских рабочих: (XVIII – начало XX в.). Ленинградское издание 1937 года «Русские плачи» посвящено, особому жанру обрядового фольклора — причитаниям. Произведения народной поэзии представлены в коллекции сборником «Пословицы русского народа» (М., 1957), составленный русским писателем и этнографом Владимиром Далем.

Краткие и меткие народные выражения, созданные во время войны, вошли в сборник 1962 года, «Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны», составленный известным собирателя фронтового фольклора П. Ф. Лебедевым. Вот некоторые из них: Говори мало, слушай много, а думай ещё больше. Фашисты спать не ложились: обстоятельства дурно сложились. Победили на войне – победим и в труде.


Фольклорный раздел коллекции был бы не полон без русских сказок: «Русские народные сказки» – издание 1941 года; «Русская сатирическая сказка: в записях середины XIX – начала XX века (М.; Л, 1955) и московские издания 60-х годов ХХ века: «Сказки. Царевна-Лягушка», «Сказки. Василиса Прекрасная» с иллюстрациями известного художника И. А. Билибина.

Значительное количество изданий в коллекции посвящено В. В. Вересаеву и его отцу В. И. Смидовичу. И это неслучайно. Николай Александрович занимался исследованием творчества писателя, стоял у истоков организации Дома-музея В. В. Вересаева. Помимо монографии «В. В. Вересаев и Тула», следует отметить произведения самого писателя: Вересаев В. В. «Пушкин в жизни» (М., 1984); Вересаев В .В. Записки врача: рассказы, повесть (Тула, 1987) и т. д. Издание знаменитого Тульского историка-краеведа Сергея Андреевича Рассаднева «Доктор В. И. Смидович» (Тула, 1988) посвящено отцу В. В. Вересаева.

Весьма интересен и разнообразен раздел изданий по искусству. В него вошли: альбомы репродукций художников И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. А. Пластова, изданные в Москве в 50–70 годах XX века. Особо хотелось бы отметить издание 1910 года, вышедшее в свет в Москве в издательстве И. Кнебеля «История русского искусства. Т. 1». Инициатива издания этого многотомного труда принадлежала русскому и советскому живописцу, академику Игорю Эммануиловичу Грабарю (1871–1960). Первый том издания, хранящийся в коллекции посвящен архитектуре допетровской эпохи.

Не меньшего внимания заслуживает книга о талантливом художнике с трагической судьбой, родившемся на Тульской земле, Владимире Михайловиче Голицине «Владимир Голицын. Страницы жизни художника, изобретателя и моряка». (М., 1973). В нее вошли воспоминания о Владимире Голицине его друзей и близких, в жизни которых художник оставил глубокий след. Издание было подарено Милонову одним из авторов, о чем свидетельствует автограф на форзаце книги.

«Декабристской теме» в коллекции посвящено издание 1967 года «Декабристы в памятниках изобразительного искусства: из собрания Эрмитажа», которое знакомит с наиболее замечательными рисунками и портретами декабристов из фондов музея. Особый интерес и ценность, представленного материала составили рисунки самих декабристов.

Знаток русской литературы – профессор Милонов проявлял большой интерес к оригинальным произведениям на иностранных языках. В коллекции, переданной в дар ТОНБ, хранится более 20 книг XIX – начала XX века, а именно, художественные произведения, издания по истории, религии и философии на латинском, греческом, французском, немецком и итальянском языках. В качестве примера можно привести такие произведения как: трехтомник бельгийского издания 1835 г. «История Римской Империи» – Michelet, J. Histoire Romaine (Bruxelles, 1835); берлинское издание стихотворений Гете И. В. – Goethe J. W. v. Gedichte in Auswahl herausgegeben von Flodoard Freiherr von Biedermann; «Божественная комедия» А. Данте, вышедшая в свет в Милане в 1895 г. – Dante A. La Divina Commedia (Milano, 1895) и т. д.

С личной коллекцией Н. А. Милонова была проведена научно-исследовательская работа по выявлению владельческих книжных знаков. Помимо шрифтового штемпеля с надписью: «Милонов Н. А.» на всех экземплярах коллекции, было обнаружено более 50 изданий с дарственными надписями, как самого Н. А. Милонова, адресованные Тульской областной библиотеке так и видных деятелей науки, литературы, краеведов, преподавателей Тульского педагогического института (ныне Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого) и других вузов страны.

В составе личного собрания хранятся издания с экслибрисом писателя, библиофила, деятеля народного просвящения Н. М. Горбова; со штемпелем доктора Константина Алексеевича Зажурило и дарственными записями предыдущих владельцев. Среди них: автограф священника села Лобанова Ефремовского уезда Тульской губернии Успенского Александра Ивановича (1835–1902), адресованный Тульскому врачу Н. П. Каменеву (1857–1936). На шмуцтитуле сборника статей А. Белого «Арабески», изданного в Москве, в 1911 году была обнаружена надпись: «М. Нахман 1916 октябрь». Предположительно, книга принадлежала Магде Максимилиановне Нахман (1889–1951 гг.) – художнице, книжному иллюстратору, одной из учениц Кузьмы Петрова-Водкина.

Свои произведения, с автографами, Николаю Александровичу дарили его выдающиеся современники: Валентин Федорович Булгаков (1886–1966) – последний секретарь Л.Н. Толстого и его дочь Татьяна Романюк; Валентина Александровна Лебедева (1924) – ученый секретарь музея-усадьбы Ясная Поляна; советский историк, краевед Вадим Николаевич Ашурков (1904–1990); тульский публицист и краевед Валерий Васильевич Пилипенко (1943–2015); Топоров Адриан Митрофанович (1891–1984) – советский писатель, литературный критик, публицист, просветитель и многие другие.

Большое количество автографов принадлежат его коллегам – преподавателям российских вузов и конечно, родного для Николая Александровича ТГПИ, ныне Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

«Дорогому Николаю Александровичу Милонову на добрую память, в знак уважения, симпатии и благодарности» преподнесли в дар свои труды: Владислав Антонович Ковалёв (1922–1991) – российский литературовед и педагог, доктор филологических наук, профессор МГУ; Ревякин Александр Иванович (1900–1983) – доктор филологических наук, профессор МГПИ им. В. И. Ленина (ныне МПГУ), заслуженный деятель науки РСФСР; Пруцков, Никита Иванович – доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Лубянская Галина Ивановна (1930–2007) – доктор филолологических наук, профессор ТГПИ, литературовед; Жирова Евгения Дмитриевна (1939–1997) – канд. педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры литературы ТГПИ; Шнейдерман Рафаэль Соломонович (1933–1975) – кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ТГПИ.

Особенно теплые пожелания в адрес Н. А. Милонова были высказаны его дядей Евгением Александровичем Боголюбовым – литературоведом, профессором Молотовского (Пермского) педагогического института. На обложке альбома «Двенадцать портретов русских писателей» он написал: «Дорогому Коле Милонову с заветом великой любви к великой русской литературе от Е. Боголюбова. 11. XII. 1940». И эту великую любовь Николай Александрович пронес через всю свою жизнь.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что книжное собрания Н. А. Милонова не является библиофильским, т. к. в нем нет большого количества редких и ценных экземпляров. Это скорее всего библиотека ученого-практика, который собирал литературу необходимую для его преподавательской и научной деятельности. В тоже время определение «владельческая коллекция», как «памятник культуры, отражающий личность владельцев, их знания, вкусы, духовные и практические потребности, характер работы с книгой, пути ее приобретения и использования и, наконец, потребности дарить, завещать или передавать»14, в полной мере соответствует изданиям, переданным в дар Тульской областной научной библиотеке.

✤✤✤✤✤

Примечания:

– Тульский биографический словарь: в 2 т. – Т .2 : М – Я. – Тула: Пересвет, 1996. С. 28.

– Боть В. И. 70 лет со дня рождения (1923) Н.А. Милонова // Тульский край. Памятные даты на 1993 год : указ. лит.. – Тула, 1992. С. 41.

– Там же. С. 42.

– Коротков Э. Слово прощания // Тула вечерняя. 1994. 20 сент.

– Тульский биографический словарь. Новые имена. – Тула: Пересвет, 2003. С. 145.

– Пилипенко В. Города почетный гражданин // Тула вечерняя. 1993. 13 нояб.

– Коротков Э. Слово прощания // Тула вечерняя. 1994. 20 сент.

– Милонов Н. А. Драматургия А. В. Сухово-Кобылина. – Тула : Книжное изд-во, 1956. С. 3.

– Коротков Э. Слово прощания // Тула вечерняя. 1994. 20 сент.

10  – Дачная обстановка и образ дачной жизни знатного и богатого римлянина в первом столетии по Р. Х. – Казань: Университет. Тип., 1888. С. 3.

11  – Страхов Н. Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом (1862–1885). – СПб., 1885. С. III.

12  – Успенский Г. И. Сочинения Глеба Успенского: [в 2 т.]. – Т. 1: Сочинения Глеба Успенского. – СПб.: Ф. Павленков, 1889. С 2.

13 – М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество, 1814-1841. – М., Л.: Искусство, 1941. С. IV.

14  – Бессонова Н. А. Частные книжные коллекции в фондах библиотек Самаро-Сибирского региона: В период с 30-х гг. XVIII в. По 20-е гг. XX в.: автореф. дис. ...канд. пед. наук. – Самара, 2003. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002613957.pdf (дата обращения 15.06.2023).

Статья была опубликована в сборнике «Альманах библиофила. Вып. 44» (Москва, 2021).

теги статьи:

Библиотечное дело

Поделиться статьёй:

Моя удивительная находка – библиотека

Библиотечное дело

В эссе описаны впечатления от работы в Тульской областной научной библиотеке, где множество молодых креативных сотрудников готовы создавать и воплощать в жизнь свои идеи, реализовывать амбиции и совершенствовать деятельность учреждения.  

«Для голоса» = ДВА голоса

Библиотечное дело, Искусство, Рецензии

Эссе расскажет о поэтическом сборнике «Для голоса» В.Маяковского, который является памятником полиграфического искусства