Жаркие дискуссии и споры по вопросу создания целого ряда архитектурных памятников на всем пространстве Советского Союза изложены в книге «О памятнике Ленину», изданной в Ленинграде в 1924 году в серии «Ленинская библиотека»1.
В сборнике сообщалось, что отбором лучших изображений Ильича, допустимых к широкому распространению, занималась Комиссия Центрального исполнительного комитета СССР. О портретных скульптурных монументах рассказывал член Комиссии Л. Б. Красин, который отмечал недопустимость неправдоподобного изображение вождя и «изъятие из обращения тех бюстов и барельефов Владимира Ильича, которые надо признать решительно неудачными»2.
Л. Красов настаивал на необходимости сделать вопрос об архитектурном увековечивании Ленина предметом дискуссии на рабочих и партийных собраниях, в прессе. И, действительно, обсуждение стало всенародным, о чем свидетельствуют газетные заметки: «Мнения резко разделяются — писал в своей статье «Ленин в монументальном искусстве» историк искусства Эрих Голлербах — и “дело чуть до драки не доходит”»3. Одни выступали за скульптурные памятники, другие предлагали создать сооружение, полезное для народных масс.
Поступали предложения масштабных, поражающих воображение проектов. Э. Голлербах отмечает: «В одном из писем, напечатанных в “Известиях ВЦИКа”, высказывается пожелание, чтобы на месте могилы Ленина была построена “громадная башня, наподобие Эйфелевой”, и даже выше ее». «Наверху должен вращаться земной шар, а внизу — огромные маховые колеса, воспроизводящие шум и стук фабрик и заводов. Наверху этой башни установить радиотелеграф, способный держать связь со всем миром. В башне можно изобразить постепенный ход революции или даже исторический путь человечества, от первобытного коммунизма к марксизму”»4.
Один из первых памятников В. И. Ленину был установлен у Финляндского вокзала. В книге речь идет об объявленном Академией Художеств конкурсе, на который заранее были приглашены 12 дебютантов. Остальные приняли участие в порядке закрытого соревнования. Перед конкурсантами стояла задача — изобразить Ленина, говорящего с броневика, в день его прибытия в Петроград 16 апреля 1917 года. С этой сложной задачей удалось справиться архитектору Владимиру Алексеевичу Щуко и скульптору Сергею Александровичу Евсееву.
Проекты памятников на конкурс, объявленный Академией Художеств
В книге «О памятнике Ленину» (Л., 1924) речь также идет об установке мавзолея и представлены его проекты.
Архитекторами и скульпторами велись дискуссии о том, будут ли это статуи или сооружения. Поднимались вопросы о месте памятников. Звучали призывы к новой планировке. Размышляли о стиле и его назначении. Обсуждали материал монументов. Всё должно было подчеркивать масштаб личности вождя и символизировать идею строительства нового мира.
Авторитет вождя был непререкаем, его смерть стала громадным потрясением, на которое вместе со всей страной откликнулись литераторы. В 1924 году в Москве в издательстве «Современные проблемы» вышла книга «Ленина нет…»5. В поэтическом сборнике, посвященном памяти Владимира Ильича опубликованы стихи Валерия Брюсова, Варвары Бутягиной, Михаила Герасимова, Веры Ильиной, Веры Инбер и других авторов, чьи фамилии перечислены на обложке и титульном листе книги.
Имя последнего автора на экземпляре, сохранившемся в фонде ТОНБ, старательно замарано перьевой ручкой. Аккуратно вырезаны страницы, на которых напечатано его стихотворение. И сделано это было гораздо позже — в 1937 году. Автора удалось идентифицировать по сохранившемуся в конце книги оглавлению. Это был Сергей Михайлович Третьяков, человек сложной, трагической судьбы. А история такова.
В 1913 году, С. М. Третьяков, приехав в Москву для поступления в университет, познакомился с Владимиром Маяковским, стал его другом и соратником-футуристом. В 1919 году переехал во Владивосток, где вышла в свет его первая книга стихов «Железная пауза». Из-за сложной политической обстановки на Дальнем Востоке, С. М. Третьяков уехал в Пекин, затем в 1921 году через Харбин в Читу, где выпустил еще два сборника стихов («Ясныш» и «Путевка»). Осенью 1922 года переехал с семьей в Москву, работал в Государственном театре имени Вс. Мейерхольда, на сцене которого Всеволод Мейерхольд поставил его пьесу «Рычи, Китай!». В Первом рабочем театре Пролеткульта пьесы С. М. Третьякова ставил С. М. Эйзенштейн. Одновременно С. М. Третьяков работал в редакции выпускаемого В. В. Маяковским журнала «ЛЕФ». В 1924–1925 гг. читал лекции по русской литературе в Пекинском университете. В 1931 году побывал в Германии, где завязал тесные контакты с Бертольдом Брехтом. Стал одним из первых переводчиков Брехта на русский язык. С 1934 по 1935 год являлся редактором русского издания журнала «Интернациональная литература». В 1934 году стал участником Первого съезда писателей, на котором свое выступление посвятил международному сотрудничеству писателей. В 1937 году репрессирован, расстрелян по разным источникам, либо в 1937, либо в 1939 году. Позже его дочь напишет: «С 1937 по 1956 год книги моего отца лежали в спецхране библиотек, а имя его было проклято, как написал Бертольт Брехт в своем стихотворении «Непогрешим ли народ?», когда узнал о его гибели. Брехт, первым переводчиком и популяризатором которого был Третьяков, называл его своим учителем. И стихотворение так и начинается:
Мой учитель Третьяков,
Огромный, приветливый,
Расстрелян по приговору суда народа.
Как шпион. Его имя проклято.
Его книги уничтожены. Разговоры о нем
Считаются подозрительными. Их обрывают.
А что, если он невиновен?6
В 1956 году С. М. Третьяков реабилитирован, а экземпляр книги «Ленина нет…» (М., 1924) из фонда ТОНБ с вырезанным стихотворением С. М. Третьякова стоит на полке отдела основного хранения и напоминает о драматических страницах в истории нашей страны.
Вернемся к содержанию сборника, наполненного великой скорбью о великом вожде. «Вождь, земной Вожатый», «родимый Ильич», «любимый вождь Владимир Ленин», «наш зоркий вождь, наш большелобый гений», «великий командарм», — так поэты воспевали вождя и обрисовывали идеал советского руководителя.
В стихотворениях сборника прослеживается признание интеллектуального превосходства вождя над другими руководителями:
Нет ”революций”, есть — одна:
Преображенная планета!
Мир всех трудящихся! И эта
Задача — им нам задана.
(Валерий Брюсов. После смерти В. И. Ленина)7
Поэты подчеркивали особую одаренность и исключительность Владимира Ильича:
Но никому не рассказать,
Что было в нем — в простом Гиганте,
Как мог он новый мир создать
Из вечно старых букв «Восстаньте!»
(Рюрик Ивнев (наст. имя Михаил Александрович Ковалев) «У гроба»)8
Кончина Ленина была большим потрясением для всей страны, и поэтам было так важно было выразить бессмертие учения Ильича и его дела:
Когда умирает Вождь…
Ползут враги шипящим низом.
Но мудрая несокрушима мощь:
Учитель мертв — жив ленинизм!
(Василий Каменский «Когда умирает вождь»)9
Обложка книги оформлена в выдержанной стилистике. По периметру размещена прямоугольная красная рамка, обрамленная черными линиями. В центре верхней обложки прописными буквами красного цвета напечатано название сборника «ЛЕНИНА НЕТ…». И красный цвет, символизирующий революционную борьбу, и строгий черный, и прописные буквы, и многоточие, которое служит для обозначения прерванности мысли, — всё придает книге определенную траурность и вместе с тем подчеркивает масштаб и величие ушедшей личности, важность и значимость его дела.
В той же цветовой палитре и похожей графике выполнена обложка издания «Гений революции»10, автором которого является пролетарский поэт, критик, член ВКП(б) Георгий Васильевич Якубовский. Книга вышла в свет в Ленинграде в 1924 году тиражом 50 000 экземпляров.
Воздействовать на общественное сознание широких слоев населения невозможно без привлечения визуальных источников. Разнообразный и многогранный образ Ленина передавала фотография. В 1924 году в Ленинграде вышла брошюра-фотоальбом «Ленин и Ленинский призыв»11. Под мягкой обложкой красного цвета собраны черно-белые неотретушированные фотографии Ленина и фотомонтажи, проложенные защитной полупрозрачной калькой. Этот небольшой фотоальбом вручали коммунистам, вступавшим в партию после смерти Ленина по «Ленинскому призыву». Тираж издания составил 100 000 экземпляров.
Вышедшие в год смерти В. И. Ленина издания, рисовали его образ, как основателя Советского государства, как личности вождя большевиков, как воплощения революции и советской власти, а также как величайшего человека, сумевшего заглянуть в будущее. Издания, представленные в данном обзоре, включены в Международный каталог, где отражен репертуар русской книги первого послереволюционного девятилетия.
✤✤✤✤✤
1О памятнике Ленину : сборник статей Л. Красина, Э. Голлербаха, И. Фомина, Л. Ильина, Я. Тугендхольда. Ленинград : Гос. изд-во, 1924. 122 с. : ил. (Ленинская библиотека).
2Красин, Л. О памятниках Владимиру Ильичу // О памятнике Ленину : сборник статей Л. Красина, Э. Голлербаха, И. Фомина, Л. Ильина, Я. Тугендхольда. Ленинград, 1924. С. 14.
3Голлербах, Э. Ленин в монументальном искусстве // О памятнике Ленину : сборник статей Л. Красина, Э. Голлербаха, И. Фомина, Л. Ильина, Я. Тугендхольда. Ленинград, 1924. С. 53.
4Голлербах, Э. Ленин в монументальном искусстве // О памятнике Ленину : сборник статей Л. Красина, Э. Голлербаха, И. Фомина, Л. Ильина, Я. Тугендхольда. Ленинград, 1924. С. 54.
5Ленина нет : стихи, посвящ. памяти В. И. Ленина. Москва : Соврем. проблемы, 1924. 77 с.
6Гомолицкая-Третьякова, Т. С. О моем отце : послесловие / Т. С. Гомолицкая-Третьякова // Третьяков, С. М. Страна-перекресток / Сергей Третьяков ; сост. Т.С. Гомолицкая-Третьякова. Москва, 1991.С. 554-563.
7Брюсов, В. После смерти В. И. Ленина // Ленина нет : стихи, посвящ. памяти В. И. Ленина. Москва, 1924. С. 11.
8Ивнев, Р. У гроба // Ленина нет : стихи, посвящ. памяти В. И. Ленина. Москва, 1924. С. 37.
9Каменский, В. Когда умирает вождь // Ленина нет : стихи, посвящ. памяти В. И. Ленина. Москва, 1924. С. 41.
10Якубовский, Г. Гений революции / Г. Якубовский. Ленинград : Госиздат, 1924. 8 с. (Ленинская библиотека).
11Ленин и Ленинский призыв : [альбом]. Ленинград : Ленингр. правда, 1924. [16] л. ил.