г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Санитарный день

12 июля, как раз накануне 90-летнего юбилея Петра Наумовича Фоменко, мы покажем в рамках программы Виртуального концертного зала первое действие поставленной им пьесы Александра Островского «Волки и овцы».

Продолжительность первого действия оптимальная – 1 час 40 минут.

А 19 июля, завершая короткую юбилейную ретроспективу спектаклей Фоменко, покажем «сборную солянку»: завершающее третье действие спектакля «Война и мир. Начало романа» (52 минуты) и заключительный второй акт «Волков и овец» (55 минут). Приносим извинения за винегрет, однако по-другому скомпоновать очень продолжительные и неравномерно разбитые на акты постановки Петра Наумовича нам не удалось.

«Волки и овцы» – это спектакль, после выхода которого Фоменко стал живым классиком. До сего момента он давно был театральной звездой, но лишь в узко профессиональных кругах: спектакли запрещались, Фоменко блокировался и изгонялся, переезжал, простаивал, потихонечку преподавал в ГИТИСе. Правда, в народе знали, уважали его телефильмы «На всю оставшуюся жизнь» и «Почти смешная история», но культовым и даже более-менее известным персонажем он не был.

В 1992-м всё переменилось. «Волки и овцы» были поставлены на актёрском курсе Фоменко: выпускники ГИТИСа, совсем юные девушки и юноши – сёстры Кутеповы, Галина Тюнина, Юрий Степанов, Рустэм Юскаев, Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, сотоварищи – играли умудрённых жизнью и опытом, хитрых и порой бессовестно пронырливых персонажей в летах. Это была именно высокая ИГРА в Островского: как будто юные/чистые представляли в лицах и сценах свою далёкую и неизбежно отравленную пороками будущность. Делали они это отчаянно весело, с азартом, однако в подтексте звучали мотив грусти и мотив смирения перед всепобеждающей и жестокой-прежестокой «рекой времён».

Первоначально «Волки и овцы» игрались где ни попадя: на случайных площадках и плоскостях, посреди какого-нибудь зала для пресс-конференций, почти без декораций. Зрители, разинув рты от изумления и замерев от душевного трепета, три часа сидели по кругу, а актрисы с актёрами взаимодействовали на расстоянии вытянутой руки, внутри круга, за спиной, слева, справа, снова внутри круга, везде. Молодые, красивые и блистательно выученные Петром Фоменко, творили чудеса, воскрешая великую театральную традицию.

Именно после «Волков и овец», уже в новой, капиталистической реальности, благодаря шустрым репортёрам и неуёмным масс-медиа, – Фоменко в одночасье и вполне заслуженно превратился в «гения». Ну, хоть какая-то польза от капитализма.

Через несколько лет, когда официально оформился театр «Мастерская Петра Фоменко», спектакль перенесли из пространства вблизи зрителя на традиционную возвышенную сцену, и он… стал хуже раз приблизительно в десять. Когда «Волков и овец» засняли на плёнку, актёры уже повзрослели, заматерели и ещё примерно 80 % обаяния закономерно улетучилось. А всё равно – зрелище, которое мы предлагаем гостям нашего Горбовского зала, ни с чем несравнимо. Великий спектакль по бессмертной пьесе от бесподобного постановщика.

Когда будете смотреть, попробуйте вообразить, попробуйте поверить, что в первые два-три года, в начале 90-х, это было на несколько порядков выше. К сожалению, театр – самая утончённая и самая недолговечная материя изо всех художественных материй.

Как было сказано совсем в другой пьесе: «Идите в театр. И умрите там!» Конечно же, не от жары и не от скуки, а от радости. Умрите, чтобы к концу великого спектакля переродиться в человека эмоционального, открытого миру, но одновременно склонного к философскому взгляду на человеческий путь.

В Горбовском зале, 12 июля, в 17 часов.

теги статьи:

Трансляции

Поделиться статьёй: