В Туле прошел IV ежегодный фестиваль библиокультуры «Гутенберг отдыхает». Его организовали Региональный библиотечно-информационный комплекс Тульской области и Творческий индустриальный кластер «Октава». В этом году фестиваль был посвящен медиакоммуникациям библиотек.
От имени губернатора участников приветствовала министр культуры и туризма Тульской области Т.В. Рыбкина, которая отметила постоянное внимание органов власти к сфере культуры в целом и к библиотекам в частности.
– Современные библиотеки становятся настоящими центрами жизни, вовлеченными во все общественные процессы, – сказала министр. – А фестиваль «Гутенберг отдыхает» уже четвертый раз собирает профессионалов в очень интересном формате, помогая находить новые формы работы академическому и по-хорошему консервативному сообществу.
Генеральный директор Регионального библиотечно-информационного центра Ю.В. Иванова подчеркнула, что меняющиеся технологии позволяют решать сложные современные задачи и находить новые темы для фестиваля библиотечной культуры.
Директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, председатель Общественной палаты Белгородской области и вице-президент Российской библиотечной ассоциации Н.П. Рожкова поблагодарила тульских коллег за поддержку и приглашение на фестиваль, который позволяет по-новому смотреть на возможности библиотек, которые сохраняют наследие и передают его следующим поколениям.
В рамках торжественного открытия фестиваля состоялось награждение победителей конкурса фестиваля «Гутенберг отдыхает». Первое место в номинации «Лучший госпаблик муниципальной библиотеки» завоевала Алексинская централизованная библиотечная система им. князя Г.Е. Львова. Серебро досталось Новомосковской библиотечной системе, на третьем месте – Воловская районная централизованная библиотечная система.
В номинации «Лучший репортер ”Тулы библиотечной”» победила Ефремовская центральная модельная библиотека им. М. Ю. Лермонтова, на втором месте – Первомайская поселенческая библиотека, бронза у Новольвовской сельской модельной библиотеки.
Новый конкурс объявил творческий кластер «Октава»: команда продвижения кластера 25 декабря наградит авторов лучшего поста о фестивале, опубликованного на странице библиотеки.
Лекция известного писателя и редактора Максима Ильяхова «Продвижение госпабликов в социальных сетях» позволила многим сотрудников библиотек по-новому посмотреть на свою работу. Он рассказал о том, как изменилась информационная среда за последние годы и традиционные критерии оценки эффективности в ней больше не действуют. По количеству лайков, комментариев и подписчиков госпаблики не могут соперничать с командами, профессионально занятыми созданием развлекательного и познавательного контента. У них другая задача - представить библиотеку пользователям, а значит необходимо сосредоточиться на самом главном. Сообщать, где находится библиотека и как с ней связаться, давать информацию о предстоящих событиях, оперативно и информативно отвечать на вопросы читателей.
Значительную часть своего выступления Максим Ильяхов посвятил разбору библиотечных страниц ВКонтакте, отмечая сильные стороны и помогая увидеть недочеты. В просветительских постах он рекомендовал чаще обращаться к местному материалу – пользователи хорошо реагируют на рассказы о традициях, достижениях, известных людях конкретного региона. А сотрудники библиотек получают возможность пригласить читателей к себе, упомянув интересные книги из фонда или рассказав о предстоящих событиях.
Сотрудник Белгородской государственной универсальной научной библиотеки Павел Косухин на ярких примерах показал, как эффективно применять видео, фотографии, аудио и тексты в социальных сетях. Спикер в этом году стал победителем Всероссийского конкурса «Библиотеки. ПРОдвижение - 2024», так что секреты мастерства коллеги были особенно интересны аудитории.
Соосновательница проекта Neuroscrib Елисавета Наговицына поделилась своим опытом создания с помощью нейросетей разнообразного контента для привлечения читателей и продвижения библиотеки. Она рассказала, как перевести аннотации иностранных книг, написать анонсы мероприятий, создать викторины и квесты по книгам, а также модернизировать библиотечное пространство, используя современные технологии.
Второй день фестиваля прошел в Тульской областной научной библиотеке. Приветствуя участников, генеральный директор РБИК Ю.В. Иванова, отметила, что официальные страницы библиотек получили статус госпабликов, а их медиакоммуникации решают серьезные задачи.
– Мы должны учиться быть интересными нашим читателям и всем пользователям соцсетей, сказала Юлия Владимировна. – Наши живые и информативные страницы становятся официальным представительством государственной политики в сфере культуры.
Лекция сотрудника Центра управления регионом Р.В. Жвакина и Е.М. Ремешевой, представляющей Ситуационный центр губернатора Тульской области, была посвящена теории и практике создания качественного контента. Роман Владимирович проанализировал текущую ситуацию, и подчеркнул, что в целом библиотеки хорошо справляются со своей задачей - 45 библиотек в месяц набирают более 400 тысяч просмотров, их страницы грамотно оформлены, пользователи получают всю необходимую информацию, что обеспечивает органический прирост аудитории и ее вовлеченность. Создавая контент для соцсетей, редакторы достигают нескольких целей - не только информируют о работе библиотеки, но и сообщают региональные и даже федеральные новости. Елена Михайловна Ремешева рассказала о целевой аудитории библиотечных групп. Преимущественно это женщины 30-45 лет, так что даже анонсируя события в библиотеке или новые поступления в фонд, стоит помнить о предпочтениях этой группы: саморазвитие, родительство, здоровье, творчество. Участники фестиваля разобрали примеры удачного контента из пабликов других регионов и обсудили пути совершенствования собственной работы.
Редактуре текстов был посвящен мастер-класс сотрудника Тульской областной детской библиотеки и главного редактора проекта «Аристарх и Мардарий» Марии Вишиной. Она порекомендовала коллегам примеры качественных ресурсов, помогающих работать с текстом, рассказала о пользе и рисках использования нейросетей.
В круглом столе «Культурная жизнь региона и тульские инфлюенсеры» приняли участие сотрудники пресс-служб музеев, библиотек, театров, филармонии, а также блогеры и администраторы известных региональных пабликов. Они говорили о том, как объединить усилия библиотек и инфлюенсеров для продвижения культуры чтения и создания привлекательного имиджа библиотек в цифровом пространстве, какие форматы контента работают лучше всего, какие идеи могут привлечь внимание новой аудитории.