«Я не ищу богатства, потому что оно никогда не сможет утешить меня. Я не имел его ребенком и поэтому оно не может принадлежать мне. Единственное, чем ты обладаешь навсегда, это те вещи, которые были у тебя в детстве. Мы уже побывали в Раю. И часто, во всяком случае я, возвращаюсь в него, когда вхожу в лабиринты памяти, где живет моё детство».
Тонино Гуэрра
Алексей Афанасьевич Яшин, тульский писатель и редактор толстого литературного журнала «Приокские зори», написал новый роман.
«Военная цивилизация», Санкт-Петербург, издательство «Астерион», 2023 год. Главным героем романа вновь стал Николай Андреянович, уже знакомый читателю по предыдущим произведениям автора: «Страна холода: Детство в Гипербореях» и «Страна холода: Под опекой Арктогеи»
Николай Андреянович: герой и философ
Николай Андреянович стар настолько, что помнит Александра III, министра Витте и Сталина. Течение времени весьма условно как для автора, так и для главного героя. Николай Андреянович живет воспоминаниями детства, юности, молодости… Роман, собственно, и состоит из воспоминаний и размышлений.
Авторское предисловие начинается с цитаты философа и политика XVI века Никколо Макиавелли из книги «Государь», а первую главу предваряет его же цитата из трактата «О военном искусстве». Это задает определенные рамки роману – перед нами развернется вовсе не частный случай жизни частного человека. На материале истории маленького северного городка – Полярного – развернется история всего государства. Государства и его Северного флота. Государства и необходимости его военной защиты. Государства и его чудесного, иначе и не скажешь, выживания в условиях слома государственного строя.
Символическое значение имени героя
Вспоминая детство, главный герой именует себя не иначе, как «Николка». Автор использует прием остранения, заставляет читателя пристальней присмотреться к мальчику. Почему не «Коля», «Колька»? Детская форма имени Николая должна была быть другой, ведь его старшего брата в семье называют «Толька». Значит и главный герой имеет схожее домашнее имя. Но повествование Алексея Яшина, хоть и основано на реальных событиях, имеет налет метафоричности и потому – «Николка». Явная отсылка к Никколо Макиавелли, намек читателю, что текст романа будет носить философский, а то и политико-философский характер.
Впрочем, однажды отец героя, Андреян, все-таки проговаривается:
«– А что, Колька, – уже напрямую, без обиняков обратился к нему Андреян, – занимаешься ты хорошо, главное, с прилежанием. И цель четкая: на радиоинженера учиться…».
Связь прошлого и настоящего
Для того, чтобы подчеркнуть философское значение романа, автор постоянно использует прием ретроспекции. Начав повествование со дня сегодняшнего, где Николай Андреянович стар, сед, сановит, где единственной его радостью являются книги по военной истории и, может быть, иногда поход с давним другом детства, столь же маститым ученым и преподавателем, в кафе «Наливай-ка!», автор то и дело возвращается в детство Николая Андреяновича, протекавшее в военном городке Полярный, колыбели Северного флота.
Прием ретроспекции помогает автору утвердить внешнюю оценку по отношению к повествованию. Эта оценка определенно мудрее и объективнее, чем могла бы быть у маленького мальчика. Объективность достигается постоянным сопоставлением: здесь – там, тогда – сейчас, истина – вымысел.
Полярный: город военной цивилизации
Потому и начинает Николай Андреянович свои воспоминания с пересказа сведений о том, что город Полярный – это бывший Александровск. Город, созданный по указу Александра III, осознавшего, что государство нуждается в сильном флоте. И с той поры каждый последующий правитель лишь укреплялся во мнении, что место для флота выбрано идеально и значение его для государства огромно. Что было бы со всем миром в Кубинский кризис, если бы не Северный флот с его подлодками?
«После разрушения СССР силами мирового империализма через агентов влияния в стране и возрождения индивидуалистического атавизма частнособственничества, Северному флоту, как основной противодействующей Западу военно-морской силе, был нанесен мощнейший удар. Опустим печальное, трагическое и всем хорошо известное. И нынешнее его возрождение, когда Молох империализма-глобализма поставил задачу полного уничтожения России, которая его уже ни в каком качестве не устраивает, во многом опирается на советское, сталинское в основном, наследие, которое почти что чудом удалось сохранить в зловещие девяностые – начальные двухтысячные годы. Даже сверхалчным разрушителям и грабителям сложным оказалось скоренько уничтожить советский атомный подводный флот в количестве двухсот пятидесяти единиц – больше чем во всем остальном, империалистическим мире, построенных в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. И на Северном флоте ядро сохранилось. Уцелела титановая серия ударных атомных подлодок, что базируется в Видяево, равно как и стратегические подводные крейсера в Гаджиево. И надводный флот на рейде Североморска хотя и поредел, но что-то ведь и осталось? Главное, ожил северодвинский Севмаш. Дай-то бог! Увы, ликвидированное строительство атомных подлодок в Приморье уже не вернешь...»
В детстве Николки Северный флот, подлодки, каперанги, кавторанги, торпеды, присутствуют как основа всего сущего, как военная цивилизация. Городок Полярный посещают знаменитости, маршалы и министры, в городке рождаются и взрослеют знаменитые певицы, в этом городке слушают голос Америки, чтобы узнать, живы ли их отцы, ушедшие с подлодками на Кубу, из их городка выходят крупнейшие военные специалисты и ученые. Государство, армия и флот (особенно Северный!) связаны в глазах Николки неразрывно, одно не выживет без другого. Жанр нового романа, таким образом, можно определить как публицистический, исторический.
Символ башни
Что позволяет нам так высоко оценивать размышления Николая Андреяновича?
Николай Андреянович не совсем обычный человек, а может быть и совсем не обычный. Он маячник. Символ маяка, а если шире – Башни, имеет в литературе глубокие корни и устойчивое символическое значение. Символ интеллектуального одиночества, ухода от мира, от суетных желаний, символ помощи заблудшим. Николай Андреянович не пользуется (почти) интернетом, что в принципе-то невозможно, ведь он преподаватель университета. У него мало друзей. В воспоминаниях и нынешних днях героя практически нет женщин. Присутствующие даже не второстепенные, а третье- и далее степенные героини, скорее несут вспомогательные функции. Мать – вспомнила архангельскую поговорку или пословицу, учительница – подсказала, библиотекарь – дала книгу, а зачастую это просто чья-то Дочь или Вдова. Мир военной цивилизации плохо сочетается с женщинами, и мир одинокого летописца из Башни – тоже. Отец Николая – Андреян – был маячником. Сын, хоть и не служит на маяке, но удалился от мира в символическую философскую Башню из слоновой кости. Необычность, нездешность героя подчеркивается и его речью. Николай Андреянович (Или автор? Эти фигуры сливаются в одну фигуру рассказчика) велеречив: в его речи устаревшие формы встречаются чаще, чем современные, а предложения длинны и полны синтаксических инверсий. Для рассказчика нет разницы между читателем нынешним и читателем времен Александра III. Используя прием надмирности героя, автор создает образ философа и политика, своего, русского Никколо Макиавелли.
«Военная цивилизация! Истинно так, завершил свои воспоминания Николай Андреянович. И как ни сурова порой была его жизнь в том заполярном краю, но как же он благодарен судьбе за свое детство, отрочество и начало юности среди бушующего в штормах моря, голых скал и сопок, военных кораблей и гражданских судов, недельных вьюг и месячных зимних туманов, пронизываемых звуками его родных маяков: глухо ревущей сирены Седловатого, тоненько попискивающего Палагубского, озорно взлаивающего маяка Большого Оленьего. Si vis pakem, para bellum!( с латинского – «Хочешь мира, готовься к войне) – вновь и вновь всплывала эта мудрость древнеримская на все века для этого вечно неспокойного мир».
Достиг ли автор намеченной цели своим романом-трактатом, своим посланием к миру? На этот вопрос должен ответить читатель. Утверждать можно лишь одно: послание своевременно и основано на фактах русской истории.
Каталожная карточка журнала