г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 18 часов

Искусство изготовления шляп

Мужские, женские, детские. Фетровые, кружевные, соломенные. Украшенные лентами, цветами, бантами, пряжками. Бытовые, спортивные, производственные, форменные. Повседневные, праздничные, траурные. В разные эпохи шляпы являлись и неотъемлемой частью костюма, и средством самовыражения, и отражением статуса человека, и обязательным атрибутом, предохраняющим голову от вредных воздействий, и т.д. И в разные эпохи изготовлению шляп были посвящены отдельные издания.

Инна Куканова
24 февраля 2025 года

Мужские, женские, детские. Фетровые, кружевные, соломенные. Украшенные лентами, цветами, бантами, пряжками. Бытовые, спортивные, производственные, форменные. Повседневные, праздничные, траурные. В разные эпохи шляпы являлись и неотъемлемой частью костюма, и средством самовыражения, и отражением статуса человека, и обязательным атрибутом, предохраняющим голову от вредных воздействий, и т.д. И в разные эпохи изготовлению шляп были посвящены отдельные издания.

Самая ранняя книга в фонде Тульской областной научной библиотеки «Курс изготовления шляп» вышла в свет в Санкт-Петербургской типографии товарищества «Народная Польза» в 1904 году1. Книга является изданием редакции журналов «Вестник моды» и «Модный курьер» и посвящена изготовлению чепчиков, капоров и шляпок для дам разных возрастов.


В главе «Общие правила» высказана надежда, что некоторые женщины

 «благодаря этому курсу, будут в состоянии изготовлять или по крайней мере переделывать и исправлять свои шляпы, чепчики, фишю и галстухи, научатся употреблять в деле всякие остатки, помятую вещь освежить и все то, что предлагается модой, выбрать и применить к своей личности лучше, чем это исполняется чужими руками в разгар сезона2». 

Какие инструменты необходимы для изготовления головного убора? Какой материал использовать в качестве подкладки? Как сделать выкройку и изготовить каркас? На все эти вопросы даны разъяснения, которые дополнены подробными черно-белыми иллюстрациями в тексте.



Отдельная глава «Курса изготовления шляп» раскрывает многообразие отделки женских головных уборов. Ведь ни одна женская шляпка не обходилась в то время без бантов, розеток, рюшей из материи, кружев или лент. Шляпа должна была выглядеть легко и изящно. В этом и заключалось умение элегантной модистки: 

«С соблюдением самой щепетильной аккуратности и самого тщательного исполнения, надо, чтобы всякая отделка производила впечатление будто бы она случайно брошена на шляпу3». 

Между тем, мода того времени предлагала большое разнообразие в отделках и формах. Украшению головных уборов цветами посвящена одна из глав книги. Уточняется, что «шляпы из цветов годятся исключительно для театра и концерта, хотя летом их можно носить и на улице4». В качестве примера приводится шляпа, декорированная маковыми цветами.


Не менее сложная отделка — украшения из лент, ведь вид банта должен быть изящный и грациозный. Разнообразие предложенных в книге розеток, рюшек, роз, лепестков, эгреток, выполненных из лент, способно удивить самую капризную модницу.

Книга учила легко и удобно перешить любую шляпу по своему вкусу и дать ей новый фасон. Отмечалось, что при изготовлении этих головных уборов можно утилизировать остатки материала, но на это надо обладать уменьем, потому что создать из старого что-то новое, не так уж легко и просто.


В книге даны советы по очистке шляп, сшитых из разных материалов: 

«Черную волосяную ткать чистят бархатным лоскутком, намоченным спиртом, причем предварительно шляпу отчищают от пыли при помощи мягкой щетки. Белые шляпы чистят щеткой и обтирают лимоном, а после этого их вычищают зубной щеткой, слегка намоченной в воде, вытирают мягким полотенцем и, придав шляпе надлежащую форму, ее кладут в темное место для просушки. Пожелтевшие шляпы белят посредством серы. Мы не советуем употребление шляпного лака, от которого шляпа становится очень жесткой и утрачивает свой легкий, изящный вид»5.

Издание учило и тому, как изготовить «хорошенький чепчик для маленьких детей». Для пошива детского головного убора была рекомендована очень легкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань — кисея. Края чепчика отделывали кружевными рюшками, завязочки — из батиста или шелковой ленты. Для девочек постарше шили капоры из батиста, шелка, сукна и бархата. Более сложными в исполнении считались вечерние капоры для пожилых дам.



В XX веке появляются книги о фабричном изготовлении шляп, где подробно представлена вся технология производства, начиная от подготовки сырья и заканчивая сортировкой и упаковкой готовых изделий.

В книге С. Б. Салихова «Производство шляп» (М.; Л., 1948), изданной Государственным научно-техническим издательством текстильной, легкой и полиграфической промышленности, описаны различные виды сырья, применяемого для изготовления шляп из шерсти, и его подготовка к производству6. Речь идет о двух основных видах шерсти, состриженной с овец, — мериносовой и метисной. Тонкая, однородная по длине шерсть обладает наилучшей способностью к свойлачиванию и получению плотных, упругих и достаточно крепких шляп.

В книге подробно изложен технологический процесс изготовления колпаков, гладких шерстяных и велюровых шляп. Процесс этот — сложный, включает множество операций: уваливание, крашение, формовку, мягчение полей, шлифовку, туровку, обрезку полей, пропаривание, прессовку, отделку и т.д. Каждый процесс выполняется специальными машинами и станками.

Любопытный факт. Для шлифовки велюровых шляп использовали кардный станок, диски которого обтянуты акульей шкуркой. 

«Акулья шкурка не должна иметь слишком грубых и заостренных шипов. При шлифовке велюровых шляп рекомендуется употреблять шкурки молодых акул <…>. При шлифовке шляпы ее плавно подводят к деревянному диску, обтянутому акульей шкуркой, вращающемуся со скоростью 1800-2000 об/мин. <…> За час на станке можно обработать до 25 шляп7».



Последней отделочной операцией при изготовлении шляп является туровка. 

«Шляпу, надетую на головку, вначале слегка очищают мягкими щетками из конского волоса. Затем движение приостанавливают и головку шляпы покрывают тонкой пленкой лаврового масла. По окончании нанесения жира машину включают и хорошо нагретой льняной подушкой обрабатывают медленно вращающуюся головку. В результате туровки поверхность шляпы получает приятный матовый блеск и достаточную влагостойкость8».

В 70-е годы в Советском Союзе шляпа по-прежнему являлась очень распространенным предметом как женского, так и мужского гардероба. Шляпа была в моде, и позволить себе купить ее могли практически все. Издание «Направление моды 1974» (М., 1973)9 — яркое тому подтверждение. В обзоре модных тенденций по тканям, трикотажным полотнам, текстильной галантерее представлен отдельный раздел, посвященный материалам для головных уборов. Модной тенденцией для женщин было 

«больше, чем прежде, использовать пуховые и шерстяные колпаки с гладкой или замшевой поверхностью и высококачественные велюровые колпаки с уложенным или стриженым ворсом. Менее модны длинноворсовые фетровые колпаки, эти колпаки предлагаются для зимних изделий»10. Основным материалом для модных форм головных уборов 1974 года называли фетр облегченных структур, основу которого составляли шерстяные и пуховые волокна в смеси с химическими волокнами. Искусственный мех предлагалось оформлять под натуральную окраску животных или окрашивать в цвета модной гаммы.

    

Массовому пошиву фетровых пуховых шляп посвящена книга «Технология производства фетровых пуховых головных уборов», напечатанная в издательстве «Легкая индустрия» в Москве в 1977 году11. В книге приводятся характеристики основных видов фетровых головных уборов, пуховое сырье, применяемое для их изготовления. В производстве головных уборов использовался в основном волосяной покров зайца и кролика. Среди районов происхождения и размещения зайца-русака отмечена и территория Тульской области, которая входила в Центральный кряж наряду с Ленинградской, Московской, Рязанской, Калининской (ныне Тверской) и другими областями.


До XVIII столетия фетровые шляпы изготавливали из пуха бобров и морских львов, потому что пух именно этих животных обладал достаточной валкоспособностью в отличие от заячьего. Валкоспособность заячьего же меха удалось искусственно повысить в 80-е годы XVIII века, используя для этого раствор с ртутными солями. Состав был вредный, но изобретение открыло новую эру в развитии фетровой промышленности. В XX веке раствор заменили на менее вредный и более эффективный.

В книге описывается техника и технология производства фетровых головных уборов. Авторы знакомят с опытом работы советских предприятий. Отдельная глава рассказывает о расширении ассортимента фетровых головных уборов и моделировании шляп на основе требований моды. Прежде чем новая модель шляпы поступала в массовое производство, она должна была пройти значительный путь. Модель наносили на бумагу или лепили из пластилина, затем из дерева (а именно из липы) изготовляли модель головки и полей, делали пробные шляпы, рассматривали на художественном совете предприятия. Если модель была одобрена, заказывали пресс-форму будущей шляпы, подготавливали продукцию для рассмотрения на художественном совете Министерства легкой промышленности РСФСР. И только после одобрения модель доходила до потребителя. Особо подчеркнуто, что в 70-годы предприятия «имеют богатые коллекции мужских шляп на все случаи жизни»12.

Каждое столетие привнесло в шляпную моду свои характерные черты и особенности. Ни один век не смог стереть любовь к этому головному убору. Он особым образом действует на окружающих, подчеркивая статус своего владельца. 

«Знаете, я шляпу-то никогда не носил. Только купил для солидности…», — 

говорил герой фильма «Девчата», являясь «тем новым начальством, которого все боятся».

Обладающий особой энергетикой этот удивительный головной убор придает образу элегантность, изысканность, красоту и невероятную притягательность. Диалог Скарлет О’Хара с Эшли Уилксом из «Унесенных ветром» — яркая тому иллюстрация:

«– Стоит мне надеть новую шляпку, и все цифры вылетают у меня из головы.

– Да какие там цифры, когда у Вас такая шляпка!..».

___________________________________

1 Курс изготовления шляп : с 137 рисунками. — Санкт-Петербург : Тип. Т-ва «Народная Польза», 1904. — 40 с. : ил.

2 Там же. С. 4.

3 Там же. С. 3.

4 Там же. С. 25.

5 Там же. С. 21.

6 Салихов, Семен Борисович. Производство шляп / С. Б. Салихов. — Москва ; Ленинград : Гизлегпром, 1948. — 118, [1] с. : ил.

7 Там же. С. 114–115.

8 Там же. С. 109.

9 Направление моды, 1974.    [Ч. 1]. Направление моды по структурам и художественно-колористическому оформлению тканей, трикотажных полотен, материалов для головных уборов, текстильной галантереи, натуральных кож и искусственных материалов на 1974 год / М-во легкой пром-сти СССР, Центр. науч.-исслед. ин-т информации и техн.-экон. исслед. легкой пром-сти, Всесоюз. ин-т ассортимента изделий легкой пром-сти и культуры одежды ; [ред. А. И. Кузнецова]. – Москва, 1973. — [62] с. : цв. ил.

10 Там же. С. 56.

11 Кузьмичев, Флегонт Иванович. Технология производства фетровых пуховых головных уборов : учебное пособие для средних специальных учебных заведений легкой промышленности / Ф. И. Кузьмичев, М. И. Левин, Л. И. Плужникова. — Москва : Легкая индустрия, 1977. — 160 с. : ил. — Библиогр.: с. 160.

12 Там же. С. 160.

Каталожная карточка книги


теги статьи:

Искусство

Поделиться статьёй:

Головоломки с тульским секретом

Искусство, Краеведение, Рецензии

Рассматривается феномен "региональной литературы" в диапазоне от несправедливо забытых тульских прозаиков Г. Хрущова-Сокольникова и Н. Москвина-Воробьёва до лидера сегодняшней русской поэзии туляка Алексея Дьячкова. А впрочем, гений мировой новеллистики Фланнери О'Коннор тоже ведь была типичной провинциалкой!

Косплей как современная форма искусства

Искусство

В эпоху цифровых технологий и социальных сетей творческое самовыражение стало доступнее, и одним из ярких его проявлений является косплей. Однако мало кто знает, что стоит за этим увлечением. В этой статье о том, кто такие косплееры, что такое косплей и какие термины люди используют в косплей-сообществе.