В современных реалиях, когда у людей сплошь и рядом есть телефоны и другие цифровые блага цивилизации, зарождаются новые увлечения и профессии, плотно связанные с социальными сетями. Сейчас люди больше увлекаются искусством – даже больше, чем они сами подозревают. Они делают фотографии красивых видов, тех, что запали им в душу – это не только искусство фотографировать, но и эстетика видения мира. Снимают различного рода видео-обзоры на книги или фильмы – это попытка прикоснуться к искусству видеосъёмки и литературной критики. Также простые фотографии подвергаются изменениям в фоторедакторах, что вносит в снимок творческий элемент.
В социальных сетях появляются записи с концертов и театральных выступлений, краткие описания книг и рецензии на них. Это облегчает жизнь многим людям, которые потребляют подобный контент – чем чаще они смотрят обзоры на книжные произведения, тем больше вероятность, что они отыщут потенциально свою литературу или же откажутся от чтения той или иной книги.
Начинающим авторам намного легче развиваться в творческом направлении благодаря свободному продвижению в социальных сетях. Художники выполняют рисунки на заказ, музыканты публикуют свою музыку на виртуальных площадках, начинающие модельеры создают страницы своих брендов и продают их с отправкой в разные точки страны.
Быстрые изменения стали частью нашей повседневности. Однако понятие «косплей» появилось раньше, чем мы начали привыкать к супер динамичному миру Интернета.
Персонаж из игры identity V Косплей на этого персонажа
История косплея: от первых упоминаний до популярности в России
Согласно примерной истории появления термина «косплей», он был придуман японским журналистом Нобуюки Такахаси в 1984 году после посещения конвенции Fiction World Science 1984 Worldcon в Лос-Анджелесе, который соединил два английских слова: costume (костюм) и play (играть), тем самым создав уникальное определение данному движению.
Как косплей появился в России? По мнению молодёжи, это занятие появилось в последние несколько лет – пик популярности пал на 2020 год в социальной сети tiktok. Однако это совершенно не так. На самом деле, косплей появился в России аж в 1999 году в журнале « Великий Dракон», когда была опубликована первая статья, посвящённая новому увлечению.. Через два года, в сентябре 2001 г., появился первый русскоязычный сайт на эту тему. Изначально на нём были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения тех, кто увлечён этим направлением в России. Новой существенной ступенью развития косплея в нашей стране стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года. На этом фестивале костюмы впервые демонстрировались с игрой на сцене и была проведена первая крупная фотосессия. Кто бы мог подумать, что косплею уже больше двадцати лет?
Если описывать косплей на понятном всем языке, то это можно назвать актерским мастерством, только без сценария и сцены. Актерам театра всегда прописывают всё до последней детали. Пьесы, играемые на сцене, ставятся по определенному сценарию, костюмы сшиты идеально по меркам каждого актера – все предрешено заранее. В косплее же такого нет. В косплее человек сам решает, какого персонажа он выберет, как будет отыгрывать этого персонажа, какой образ ему стоит сделать, какой будет макияж и какое дефиле на фестивале ему поставить. Это актерство в более свободной форме, только за это не платят деньги. Конечно, как на любом хобби, на косплее можно заработать, допустим, если вы швея или вигмейкер, а также путём участия в различных фестивалях и конкурсах.
Словарь косплеера
У косплееров – так называют людей, которые занимаются косплеем – есть свой определенный словарь терминов. Этот словарь упрощает жизнь им, но усложняет её для тех, кто в этой сфере совсем недолго. Приведу пример в виде парочки терминов:
-
Вигмейкер – человек, который занимается укладкой париков. От английских слов wig – парик, make – делать, создавать.
-
Крафт – это детали, создаваемые своими руками, например, оружие или аксессуары. От английского слова craft – создавать, мастерить.
-
Ориджинал – оригинальный образ, не связанный ни с каким произведением. От английского слова original – оригинальный, уникальный. Это одна из разновидностей образов для косплея.
-
Крафтер – человек, который специализируется на создании крафта (см.выше).
Встречаются и более узконаправленные термины, но, чтобы понимать само явление, в них нет необходимости углубляться.
Чем вообще занимаются косплееры?
Они занимаются тем, что выбирают персонажа и примеряют на себя его образ. Стоит уточнить, что персонажи могут быть совершенно любыми – из книг, фильмов, аниме и сериалов. Более редкими косплеями считаются образы из клипов и оригинальных персонажей. Косплееры не ограничены в том, откуда именно будет персонаж. Их цель – создать образ этого персонажа и отыграть его.
Персонаж из Genshin Impact Косплей
Самый главный вопрос – с чего начать? После выбора персонажа, необходимо проанализировать его внешность и характер. Если есть полная уверенность, что поведение и характер персонажа хорошо получится передать, то следует заняться поиском основных составляющих самого образа. В первую очередь понадобится парик, если свой цвет волос или длина волос совершенно не подходит к тому, что имеется у персонажа. Далее выбираем линзы, если цвет глаз персонажа какой-то необычный, яркий или отличается от природного цвета глаз. Есть, конечно, люди, которые по медицинским показаниям не могут носить линзы. В этом случае, они имеют возможность доработать свой образ в фоторедакторе. После этого стоит задуматься над костюмом и обувью. Для начинающего косплеера позволительно не усложнять себе задачу созданием или поиском крафта, если он не намеревается выступать с этим образом в конкурсной программе на каком-либо фестивале. Если же у косплеера есть возможность стать частью фестиваля, то там массивные детали и дополнения играют особую роль. Сооруженные из специальных материалов пушки, щиты, копья и прочие аксессуары будут удивлять людей еще больше, особенно если косплеер умеет ими пользоваться.
Образ Кровавой Королевы из игры identity v Оригинал из игры
Есть референсы простые, есть более сложные. Начинающие косплееры, как правило, не берут слишком сложных персонажей для отыгрыша – чаще всего делают образ из подручных материалов, создавая свою версию персонажа. Как это происходит? Допустим, наш референс – Гермиона из Гарри Поттера. Есть желание воссоздать ее образ, но нет ни денег на покупку формы, ни навыков шитья. Что же делать? Брать одежду из собственного шкафа, парик, линзы и готово – это все тот же самый персонаж, но с тем образом, который вы решили сделать сами. Так поступают многие новички. Когда появляются опыт, деньги и время, тогда заказываются более каноничные костюмы с интернет-магазинов или у швеи.
Еще один важный термин – «каноничность», что означает приближение к канону. Речь идет об устоявшимся факте, которым является только подтвержденная создателем того или иного произведения искусства информация. Допустим, в книге будет написано, что главный герой – мальчик. И факт того, что он мальчик, будет считаться «каноном». Авторы создают «канон» – косплееры решают, хотят ли они ему следовать или нет. Этот термин очень важен в современных реалиях, поскольку большинство косплееров критикуются людьми за «неканоничность» – другими словами, не попаданием в образ. Но у косплея нет определенных критериев того, как люди должны воспроизводить персонажей, есть лишь гибкий стандарт, который можно подстраивать под себя.
Чаще всего неканоничные косплеи запоминаются людям больше всего. Они выделяются на фоне остальных необычным макияжем, интересной прической, одеждой, которой нет в оригинале. И именно из-за того, что те выделяются, появляется много критики. Но это лишь дело вкуса – косплеер не перестает быть косплеером если он сделал образ, который он придумал самостоятельно.
Творческий подход косплеера выражен не только на этапе работы с персонажем, но и на этапе обработки фото. Есть любители обработки фотографий и те, кто с фотографией почти не работает. Увлеченные редактированием фото сидят часами за монтажом, меняя цвет глаз, заменяя фон, добавляя красивые детали. И чаще всего такие обработки – отдельное произведение искусства. Встречая подобную красоту, невольно задаешься вопросом: «А эти люди, случаем, не художники?». Ведь фотография похожа уже не на фотографию, а на целую картину!
Уникальная обработка фотографий с персонажами Фосфофиллит и Утэна Тензё
Персонаж готов – что дальше?
Делиться с миром, конечно же! Люди организовывают фотосессии или ходят в образах на фестивалях, где можно принять участие в конкурсной программе. Один из способов самовыражения – создать образ дома, сделав фотографию на телефон на фоне комнаты. Косплеем это не перестает быть, но профессионалы своего дела ищут подходящие локации и заморачиваются о том, как расположить свет, какие декорации найти и разместить. Даже устраивают съемки под водой! В этом человеческая фантазия совершенно ничем не ограничена.
На фестивалях же есть жюри – чаще всего, это очень популярные косплееры и крафтеры. Они занимаются оценкой участников конкурса на фестивале. Есть определенные критерии, по которым их оценивают – от качества крафта и костюма до отыгрыша персонажа на сцене. Фестивали – это прекрасная возможность для косплеера продемонстрировать свою игру и свой образ. Не обязательно даже участвовать в конкурсе, достаточно ходить в образе по фестивалю или участвовать в дефиле вне конкурса.
Фотографии с косплей фестиваля в Красноярске 2024 года
Если же захотелось выступить на фестивале, но нет представления о том, что может понравится публике, стоит понимать, что публика на фестивалях любит что-то динамичное, от чего тяжело отвести взгляд. Например, хорошо запоминаются групповые дефиле. Просто выйти на сцену, пройтись и вернуться обратно будет недостаточно для получения высоких оценок от жюри. Их необходимо удивить, чтобы косплеер выделился из толпы таких же косплееров. Как составить дефиле правильно? Нужно думать о том, какая сцена могла бы передать характер персонажа лучше всего. Чем более уникально ваше выступление – тем больше вероятность того, что оно запомниться зрителю. Красивой картинки мало. Косплеер может иметь прекрасного качества костюм, идеально уложенный парик, но пройтись по сцене без эмоций и динамики. А косплеер со среднего качества костюмом, но с запоминающейся сценой в дефиле, имеет больше шансов получить награду за любовь публики. Нельзя вкладывать все усилия лишь в образ, иначе это просто красивая упаковка без «вкусного» содержимого внутри.
Фотографии с выступлений косплеерши Delfnat
Креативность человека и желание самовыражаться не знают границ. В этом вся прелесть искусства – оно не имеет определенной формы и рамок, в которые стоит вписываться. Это приносит удовольствие и радость косплеерам, даже если не все воспринимают это всерьез. Косплей позволяет выразить индивидуальность, познакомиться с новыми людьми и объединяет в творческое сообщество, где каждый может проявить себя.
Источники:
-
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kospleya-kulturnye-prototipy-i-trendy/viewer
-
Мостякова, Александра Осиповна. Новая площадка для костюмированного шоу: опыт организации косплей-фестиваля / А. О. Мостякова // Библиотечное дело. – 2018. - №16. – с. 30-33.