г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 20 часов

Все имена в одном строю

Поэзия – это способ осмысления происходящих в наши дни исторических событий.

Игорь Манцов
7 мая 2025 года

Дарующая надежду


Выдающийся русский историк и филолог Вадим Кожинов не раз, со всё возрастающим пафосом, высказывался о той небывалой роли, которую сыграла в годы Великой Отечественной войны поэзия:


«“Когда гремит оружие, музы молчат” – это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь бытия страны в 1941-1945 годах неизбежно придёт к выводу, что его насквозь пронизывала поэзия, – правда, в наибольшей степени в её музыкальном, песенном воплощении, которое и очень значительно усиливает воздействие стихотворной речи на уши людей, и словно придаёт ей крылья, несущие её по всей стране…
Позволительно высказать предположение, что поэтическое слово имело в то время значение, сопоставимое, допустим, со значением всей совокупности боевых приказов и тыловых распоряжений (хотя воздействие поэзии на людей фронта и тыла было, разумеется, совершенно иным). И без конкретной характеристики участия этого слова в повседневной деятельности людей, в сущности, нельзя воссоздать реальную историю военных лет во всей её полноте».



Кожинов настаивал на том, что поэтическое слово – порождение великой войны, её плод, а не её, выражаясь попросту, «картина»: «Именно поэтому поэтическое слово оказывается способным воплотить в себе глубокий, не явленный с очевидностью смысл войны».


И слышен глас поэтов

Выдерживает ли столь высокую планку военная поэзия нашего времени? Об этом неизбежно задумываешься, листая сборник «За други своя. Антология современной патриотической поэзии Союза писателей России» (М.: ООО «Издательство «Вече»; Союз писателей России, 2024. – 512 с.). Книга состоит из шести разделов:

  1. «Стихи из огня» – произведения участников специальной военной операции;
  2. «Своих не бросаем» – стихи поэтов – участников литературных десантов в зону специальной военной операции;
  3. «Мы с вами, братья» – национальные поэты в переводах на русский язык;
  4. «Оберег» – женская поэзия – бойцам СВО;
  5. «Позывной – Россия» – стихи поэтов, откликнувшихся на события в стране;
  6. «ZOV юных сердец» – специальная военная операция глазами детей.
В книге собраны стихотворения как признанных мастеров, так и непрофессионалов, которых, однако, ни за что не назовёшь графоманами. Некоторые авторы, представленные в первом разделе, погибли, другие и сейчас на переднем крае, под пулями, под огнём.
Вот строки открывающего сборник Юрия Волка (Юрия Вологодского), скончавшегося от ран 7 апреля 2023 года:

Утром в срок назначенный,
После шумной ночки,
Уходили мальчики –
Мамины сыночки.
В камуфляж наряжены,
С нежными руками.
Что-то очень важное
Обещали маме…
Мальчики примерные
Или шалопаи,
Верят, что бессмертные,
Смерти не бывает…
В мире всё кончается
Поздно или рано.
Возвратились мальчики –
Наши ветераны…
Радостные мамочки
Их пока не спросят,
Отчего у мальчиков
В шевелюре проседь.
С жёсткими ладонями,
С рваными ногтями.
И куда их, стонущих,
Ночью бросит память…

Неизбежно вспоминается легендарная песня Булата Окуджавы:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и всё-таки
Постарайтесь вернуться назад…

Преемственность поколений

Сильная сторона сборника «За други своя» – осознаваемая его многочисленными авторами преемственность по отношению к воинам и поэтам далёкого прошлого, а также ответственное отношение к поэтическому слову, совершенно в духе Вадима Кожинова: «Поэтическое слово оказывается способным воплотить в себе глубокий, не явленный с очевидностью смысл войны».
Выделяются стихи выдающихся поэтесс нашего времени: Марии Ватутиной (Москва), Надежды Кондаковой (Москва), Марины Кудимовой (Москва), Светланы Кековой (Саратов). Вот, например, несомненный шедевр Ватутиной, которая регулярно ездит к линии фронта в составе литературных десантов:

Не верь ты мне фальшивой, слабой, ленной –
Я ничего не знаю о войне,
Как телескоп не знает о вселенной
С погибшими мирами в вышине.

Я заползаю в возраст отупленья,
Слежу за новостями с лежака,
С меня не спросишь ни за отступленье,
Ни за нехватку раций мужикам.

Но я с такою бешеною силой
Походные крещу их вещмешки,
Что мне, тяжеловесной и трусливой,
Бог посылает нужные стишки.

О том, что в поле белая пороша,
О девяностых, отданных за так,
О том, как подполковник дядя Леша
Рыдал тогда об армии в кулак.

О том, что льются западные транши,
Как бесконечный симоновский дождь,
О том, как предрекали ветеранши:
«Случись война – не встанет молодёжь».

А вот она – страна – взяла и встала,
Когда пришла военная пора.
И мальчики, гонимые вчера,
Подняли трикотажные забрала.
А значит, никогда не умирала
Страна моя, ошиблись доктора.

Хотя досадно, что иной раз на страницах сборника встречаются следы неумной редакторской правки. Так, в вышеприведённом стихотворении вместо точного как по рифме, так и по смыслу авторского сочетания «возраст отупленья» в бумажном издании поставлено «возраст отстраненья». Видимо, затем, чтобы образ автора был презентабельнее? Но Ватутина не хочет «презентабельнее», а хочет «всю правду» – в том числе и про довоенную себя («слежу за новостями с лежака»). Ан нет, редактор безжалостно и тупо вмешивается, просто стыд!
Приятно видеть, что до сих пор в строю великий Михаил Ножкин, написавший в молодости такие песенные шедевры, как «Последняя электричка», «Я люблю тебя, Россия», «Последний бой – он трудный самый», и, как прежде, горячо откликающийся на судьбоносные события.

Строки, рождённые в сердцах

Поражает то, что выдающиеся стихи рождаются не только в столицах, но и в провинции. Вот короткий, но ёмкий отклик Николая Зиновьева из Краснодарского края:

Россия борется теперь,
Россия сбросила оковы,
И будет День Победы новый,
А точное число потерь
Вам скажут матери и вдовы…

В дни 80-летнего юбилея Великой Победы будет уместно закончить обзор этого замечательного сборника стихотворением Светланы Кековой «Бессмертный полк»:

Звучит оркестр, струится шёлк
невидимых знамён.
Идёт в поход Бессмертный Полк
солдат и их имён.

Все имена в одном строю –
сержант и генерал,
тот, кто под Курском пал в бою,
и тот, кто Киев брал.

Те, кто попал из жизни в ад,
в огонь и смрад войны,
и те, кто восемь лет назад
в Одессе сожжены.

Припал солдат к земле сырой –
и гул разрывов смолк…
Над Украиной, правя строй,
идёт Бессмертный Полк.

И знаю я – в иных мирах,
в полях моей страны
Бессмертный Полк повергнет в прах
знамёна сатаны.

Каталожная карточка книги

za-drugi-svoya-kartochka.png

теги статьи:

Литература Рецензии

Поделиться статьёй:

Все имена в одном строю

Литература, Рецензии

В годы Великой Отечественной войны поэзия была важной частью жизни фронта и тыла. Сегодня, в дни специальной военной операции, она всё так же поддерживает бойцов и их родных, дарит надежду и веру в лучшее.

Большая семья

Рецензии

Мы привыкли считать, что у «современного человека» был лишь один «кузен» – неандерталец. Однако в последние пару десятилетий учёные обнаружили целый ряд доказательств ошибочности этой теории. О последних открытиях в палеоантропологии подробно рассказывает в своей новой книге новозеландский археолог Том Хайэм.