г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 18 часов

«Ветвь» большого искусства графики

Обзор книги Эдуарда Гетманского «Ex libris. Историко-культурный феномен»

Татьяна Тихоненкова
24 января 2023 года

Тульский историк и коллекционер книжных знаков Эдуард Гетманский выпустил в свет очередную монографию «Ex libris. Историко-культурный феномен» в двух томах. Автор за долгие годы коллекционирования собрал крупнейшую в России коллекцию экслибрисов. Безусловно, мир экслибриса прекрасен и поучителен. Он богат графическими шедеврами прошлого и продолжает жить сегодня благодаря работам художников, наших современников.

По мнению автора, человек сделан из книг, которые он читает. Книга создаёт читателя. Спутник книги – экслибрис – невелик, но вмещает в своих пределах Вселенную. Это огромная галерея книжных знаков всемирно известных поэтов и писателей, деятелей культуры и искусства, ученых и политических деятелей, многих лучших представителей рода человеческого, чьё творчество и деятельность во благо человечества являются гордостью и славой мировой цивилизации. Это и уникальная экслибрисная Лениниана и десятки книжных знаков посвященных космосу и спорту, театру и кино, войне и миру, любви и детям, авиации и «ню» теме, литературным героям и памятникам истории, событиям далекой старины и настоящим будням. Экслибрис – весьма любопытный и своеобразный документ. Это одновременно и символический портрет библиофила, и страница творчества художника. Экслибрис, тесно связанный с книгой, оказывает историкам книги активную помощь, как архивный документ является библиографическим подспорьем, своеобразным источниковедческим материалом активно помогает в социологическом исследовании духовного мира читателя.      

Все экслибрисы, представленные в монографии, разные по тематике, их объединяет только одно – любовь к книге. Смотря на эти книжные знаки, понимаешь, что они несут на себе отпечаток стиля и духа своего времени. В монографии представлены статьи с экслибрисами посвящённых – Пушкину, Толстому, Лермонтову, Чехову, Бунину, Достоевскому, Ахматовой, Есенину, Булгакову, Гоголю, Цветаевой, Тургеневу, Пастернаку и др. В монографии впервые представлены мемориальные книжные знаки Пикуля, Бурлюка, Саши Чёрного, Хлебникова, Сиднея Рейли, Остапа Бендера, Трумпельдорфа, гениального мистификатора Козьмы Пруткова, Бабеля, Колумба и др. В монографию включены также статьи, посвящённые неожиданным героям – «космонавту» мещанину Никифору Никитину, одесситу-аферисту Осипу Шору и др.

По мнению Эдуарда Гетманского экслибрис, несмотря на малые его размеры, есть «ветвь» большого искусства графики, причем одна из глубоко органичных и восприимчивых к запросам времени, изменениям характера общества, событиям общественной и личной жизни.

Экслибрисы, неся на себе отпечаток вкуса, стиля и духа времени, как в зеркале отражают художественные стремления соответствующей эпохи искусства. Согласимся с мнением автора двухтомника, что искусство экслибриса по природе своей камерное и интимное, как правило, обращено к узкому кругу библиофилов и коллекционеров. Но если к нему притронется рука крупного мастера, эти графические миниатюры отразят неповторимую индивидуальность художника или владельца книжного знака, их мысли, чувства, взгляды. Тогда маленькие книжные знаки становятся явлением большого искусства, и, не редко, своеобразным художественным документом времени.

Книга Э. Д. Гетманского «Ex libris. Историко-культурный феномен», безусловно, будет интересна библиофилам и тем читателям, которые интересуются вопросами отечественной культуры и малой графики.

✤✤✤✤✤

Поделиться статьёй:

Два поэта пишут прозой

Литература, Рецензии

Поэты Ольга Седакова и Дмитрий Воденников выходят за рамки поэзии, создавая эссе, в которых сталкиваются идеалы, литературные традиции и личные истории.

Два юбилея

Литература, Рецензии

Что объединяет романы «Волшебная гора» Томаса Манна и «И это все о нем» Виля Липатова и почему они все еще актуальны?