Есть книги великие, есть популярные или любимые. А есть такая категория как «книга невозможная».
В том смысле, что наперекор и канонам, и здравому смыслу, и экономической целесообразности выходит в свет нечто настолько уникальное, в буквальном смысле слова штучное, что даже спустя десятилетия вертишь это изделие в руках – слегка потёртое, без утраченной суперобложки – и не понимаешь, каким образом оно могло появиться.
Театровед и кинокритик Майя Туровская создала не просто подробную биографию великой актрисы, а помесь исторической панорамы с тонким искусствоведческом анализом. Потом издательство «Искусство» подготовило потрясающий макет нестандартного формата с большим количеством уникальных фотографий. Наконец, немецкие (ГДР) товарищи напечатали тираж так, что томик приятно взять в руки даже сегодня, в эпоху технологического совершенства.
Книге «Бабанова: Легенда и биография» исполняется 40 лет. Она мало кому известна, и это несправедливо. Недавно умершая Майя Иосифовна Туровская не просто прекрасно разбиралась в театральном искусстве, она ещё умело анализировала социальную среду и психологические особенности сформированного этою средой человека. Её «Бабанова» — изобретение нового жанра, нового взгляда и нового типа повествования. Если вы ничего не знаете о театре, о Всеволоде Мейерхольде, Алексее Попове и Андрее Лобанове, о способах актерского перевоплощения и нравах актерского сообщества, о грандиозном культурном взрыве наших 20-х, о двусмысленной карнавальности наших 30-х, о соблазнах и обещаниях 50-х – вы мало того, что узнаете самое основное, но ещё и полезете потом в другие источники. Туровская умеет увлечь и умеет обрадовать.
Но, конечно, главное сокровище книги — это героиня, гениальная русская актриса Мария Бабанова, хотя бы голос которой известен практически каждому носителю русского языка по радиоспектаклям с её участием:
«Наверное, Мария Ивановна думает, что она читает по радио сказки. На самом деле бабановская сказка – миниатюрная, но точная модель действительности. Какие-нибудь несколько страничек андерсеновской «Ели» обнаруживают своё родство со всем самым простым и самым мудрым, что было написано о человеческой жизни… Здесь есть всё – возраст, одиночество, тщета воспоминаний, поздние сожаления, последнее волнение, есть жестокость, равнодушие и – «Конец. Всему на свете приходит конец». Этой интонацией – горькой и мудрой – могла бы кончиться любая история, в которой было бы другое, но такое же как в «Ели», виртуозно прочитанной Бабановой, смешное и вечное человеческое бытие».
Изданная непомерным по нынешним временам тиражом в 25 тыс. экз., эта книга до сих попадается в тульских букинистических магазинах, а стоит недорого. Если вы захотите осчастливить близкого человека подарком интеллектуального толка, купите же и подарите ему книгу Туровской: человек, как минимум, удивится, но, скорее, радикально изменится. Себе же возьмите почитать экземпляр из сектора литературы по искусству нашей библиотеки.
✤✤✤✤✤