г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 18 часов

День памяти – Победы праздник

Писатели военных лет в отечественном книжном знаке

Эдуард Гетманский
3 декабря 2022 года

Самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники – солдаты и офицеры переднего края, «окопники». Долгие годы у нас не жаловали такие книги, а это была литература самой высокой пробы, которую уничижительно называли «лейтенантской». Литературные стервятники от власти клевали эту правду «окопников» – это, мол, «очернительство», «дегероизация», да и что вообще мог видеть солдат, взводный и ротный из траншеи боевого охранения, кому нужна такая приземлённая правда? А это была правда тех, кто на своих плечах вынес главную тяжесть неслыханно жестокой и казавшейся бесконечной войны, заплатив за победу тысячами тысяч жизней. «Окопная правда» – это народная память о пережитом на смертельных рубежах.

Одним из таких «окопников» был писатель Вячеслав Кондратьев. В годы войны младший лейтенант Кондратьев воевал в 132 стрелковой бригаде, которая вела тяжёлые бои под Ржевом. Во время них он получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После госпиталя воевал в железнодорожных войсках, был повторно тяжело ранен, в 1944 году был комиссован с инвалидностью. Поддержка К. М. Симонова помогла Кондратьеву опубликовать свое лучшее произведение – повесть «Сашка» (1979), сразу выдвинувшую ее автора в ряд ведущих писателей военной тематики. По точному замечанию Симонова, «история Сашки – это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». В 1980 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению». Для книг домашней библиотеки В. Кондратьева в 1985 году выполнила книжный знак бакинская художница Е. Н. Шалыгина. На этой графической миниатюре изображена женщина, читающая письмо с фронта, а также цветок, пробивающийся сквозь проволочные заграждения, и книги Кондратьева «Сашка» и «Привет с фронта».

Памятник Воину-освободителю в Трептов-парке изображён на цветном книжном знаке московского художника В. В. Покатова для Героя Советского Союза, писателя В. В. Карпова. Появление этого книжного знака художник связывает с прочтением им произведения Карпова «Полководец». В апреле 1941 года, будущий писатель, будучи курсантом, по доносу был репрессирован. В 1942 году во время Великой Отечественной войны в составе штрафной роты 629-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии воевал 5 месяцев на Калининском фронте. В феврале 1943 года за проявленное отличие в боях с него была снята судимость. В дальнейшем был командиром взвода разведчиков, за проявленное мужество получил медаль «За отвагу». Получил звание старшего лейтенанта. Участвовал в захвате 79 «языков». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года лейтенант В. В. Карпов был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году после лечения тяжёлого ранения стал слушателем Высшей разведывательной школы Генерального штаба. Вышел в отставку с военной службы в 1966 году в звании полковника. В 1945 году опубликовал свои первые литературные произведения. Лауреат Государственной премии СССР В. В. Карпов – автор романов, повестей, рассказов и исследований о Великой Отечественной войне – это сборник рассказов и повестей «Командиры седеют рано», документальная повесть «Полководец», посвященная генералу армии И. Е. Петрову, романы «Вечный бой», «Взять живым!», книга «Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира».

Белорусский писатель В. В. Быков также прошёл дорогами войны. Летом 1942 года был призван в армию, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший). Участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. Демобилизовался из армии в 1955 году в звании капитана. Известность Василию Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 1960-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 1970-е годы – «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Большинство произведений писателя – повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни. Книжный знак для домашней библиотеки народного писателя Беларуси, Героя Социалистического Труда лауреата Ленинской и Государственных премии СССР и БССР В. В. Быкова выполнил ленинградский художник Н. А. Саутин, на этой линогравюре изображена раскрытая книга и патроны.

Г. Я. Бакланов в 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Воевал сначала рядовым на Северо-Западном фронте, затем командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Был ранен, контужен. Впечатления и переживания фронтовой жизни лягут в основу его будущих произведений. Первые повести о войне, которые принесли Бакланову мировую известность, «Южнее главного удара» и «Пядь земли», подверглись резкой официальной критике, она обвиняла Бакланова в «окопной правде» – в правдивом изображении войны глазами её рядовых участников. Впоследствии военная проза Бакланова выходила с трудом, преодолевая идеологические препоны. Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года», в котором писатель одним из первых поднял вопрос об ответственности Сталина за поражения Красной Армии в начале войны. После первой публикации этот роман не издавался в СССР двенадцать лет. Московский график В. В. Лукашов в 1984 году подарил Г. Я. Бакланову книжный знак, который украсил книги его личного книжного собрания. Памятью о солдате-победителе проникнута эта гравюра, мастерски выполненная художником. В грустном раздумье стоит писатель у вечного огня, вспоминая друзей однополчан, не доживших до светлого дня Победы. Его повесть «Пядь земли», лежащая у подножия вечного огня, как и другие его произведения о войне «Навеки – девятнадцатилетние», «Июль 41 года», «Мертвые сраму не имут», – дань памяти всем тем, кто шёл дорогами войны и ковал великую Победу.

Лирической грустью проникнут экслибрис, выполненный на имя поэтессы Ю. В. Друниной. Московский художник В. Н. Чефранов показал её вспоминающей свой военное прошлое, боевую молодость и праздник Победы «со слезами на глазах». Светлая тональность ксилографии символизирует торжество жизни на земле, защищённой от фашистского порабощения. Со школьной скамьи шагнула московская девушка Юлия Друнина в пекло войны и с первого дня находилась в действующей армии. Старшина медслужбы Друнина воевала на 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. Дважды была ранена, и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы и демобилизована. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу» Опыт войны лёг в основу её творчества. Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества.

 

До сих пор не совсем понимаю,
как же я, и худа, и мала,
сквозь пожары к победному Маю
в кирзачах стопудовых дошла!
И откуда взялось столько силы
даже в самых слабейших из нас?
Что гадать! Был и есть у России
вечной прочности вечный запас…

 

Советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Г.Н.Чухрай во время Великой Отечественной войны воевал в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. В 1943 году принимал участие в военно-воздушной операции «Днепровский десант». Был четырежды ранен, награжден боевыми орденами. В декабре 1945 года Чухрай в звании старшего лейтенанта был уволен в запас по ранению. Позднее военная тема заняла важное место в его творчестве. Им поставлены фильмы о Великой Отечественной – «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Память», «Жизнь прекрасна» Для домашней библиотеки ученика С. И. Юткевича и М. И. Ромма режиссёра фильма «Баллада о солдате» Г. Н. Чухрая выполнил московский художник А. М. Мосийчук. В центре композиции знака образ главного героя фильма Алёши Скворцова, и это не случайно у него, как и у создателя фильма, который вошёл в золотой фонд советского киноискусства, во многом одинаковые фронтовые судьбы.

Писатель Е. П. Нечаев в 1938 году окончил 2-е Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное артиллерийское училище и 16 лет прослужил в армии, пройдя путь от командира взвода до заместителя командира артиллерийского полка. В годы Великой Отечественной войны командовал батареей тяжелых гаубиц, в составе части прошел путь от Севастополя до Берлина. Дважды был ранен, награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя Красной Звезды, орденами Отечественной войны, орденом Александра Невского. Тема войны главная в его произведениях – «О тех, кто защищал Родину», «Под горой Метелихой», «Батарейцы», «Огнем и колесами», «На земле опаленной», была знакома бывшему фронтовику не понаслышке. Оригинальное решение нашёл псковский художник А. В. Шершнев в экслибрисе домашней библиотеки Е. П. Нечаева (1984), где древнерусский воин повергает копьём фашистскую гидру.

Поэт М. А. Дудин в 1939 году был призван в Красную Армию. Он проходил обучение в полковой школе младших командиров, но вскоре началась война с Финляндией. Михаил Дудин, так и не закончив обучение, был направлен на фронт. В 1939–1940 годах он участвовал в Финской войне, воевал под Выборгом и получил медаль «За отвагу». С первых дней Михаил Дудин участвовал в Великой Отечественной войне. Начало войны застал в Ленинграде и пережил блокаду. В осажденном Ленинграде Михаил Дудин работал во фронтовых газетах. Во время войны вышли сборники стихотворений Михаила Дудина «Военная Нева», «Фляга» (1943), «Костёр на перекрестке», «Дорога гвардии» (1944). В 1942 году Михаил Дудин написал поэму «Волга», а в 1944 году – поэму «Цветам – цвести!». Именно военная лирика Михаила Дудина сделала его по-настоящему популярным. В ней сочетается мужество, трезвый взгляд на страдания и при этом трепетное отношение к красотам природы. Самым известным стихотворением Михаила Дудина считается стихотворение «Соловьи», написанное в 1942 году. В этом стихотворении Михаил Дудин противопоставляет умирающего солдата и весеннюю природу. Позже М. А. Дудин писал о себе:

 

Я воевал, и, знать, недаром
Война вошла в мои глаза.
Закат мне кажется пожаром,
Артподготовкою – гроза.

 

Книжный знак для домашней библиотеки Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР поэта М. А. Дудина выполнил ленинградский художник А. А. Ушин. Он сам 14-летним подростком пережил ужасную ленинградскую блокаду и знает о ней не понаслышке. На книжном знаке поэта художник показал надолбы, опутанные колючей проволокой. Графическая миниатюра сурова по своему графическому языку, резкий контраст белых и чёрных пятен усиливает напряжённость обстановки, заставляет задуматься о военном лихолетье

Интересен по замыслу и решению книжный знак писателя-фронтовика С. А. Баруздина, который выполнил московский график Ю. Л. Коннов. На нём автор изобразил воина-победителя, как символ солдатской верности Отечеству. Сергей Баруздин мальчишкой ушел на фронт, ему довелось участвовать в тяжелых боях на Первом Украинском фронте. Он был рядовым солдатом, разведчиком-артиллеристом. И так дошел вместе с нашими войсками до Берлина и стал участником штурма германской столицы. Пришлось ему сражаться и за освобождение столицы Чехословакии Праги. Печататься начал после окончания войны в 1946 году. Его фронтовые наблюдения нашли свое отражение во многих детских рассказах. О себе Баруздин писал в книге «Люди и книги» – «Мне было четырнадцать, когда началась война, и когда накануне, я был на очередном занятии в Доме пионеров. Война уже шла, когда мне исполнилось пятнадцать... В Красной Армии я служил рядовым в артиллерийской разведке... На Одерском плацдарме, в районе Оппельна, под Бреслау, в боях за Берлин, на Эльбе, а потом в рывке на Прагу мы, семнадцати – восемнадцатилетние ребята, поняли многое...»

Участник Великой Отечественной войны писатель С. С. Смирнов был добровольцем истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 году окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943 года командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем был литсотрудником газеты 57-й армии. Главным делом жизни Смирнова стало увековечение памяти героев Великой Отечественной войны. Теме войны посвящены его книги: «На полях Венгрии», «Сталинград на Днепре», «В поисках героев Брестской крепости»; «Были Великой войны»; «Семья». С. С. Смирнов первым написал о подвиге защитников Брестской крепости и некоторых других подвигах советских солдат. Писатель многое сделал для восстановления доброго имени солдат, попавших в годы войны в плен и позднее за это осуждённых в СССР. За книгу «Брестская крепость» С. С. Смирнов в 1965 году был удостоен Ленинской премии.

Теме Великой Отечественной войны посвящён книжный знак автора трилогии «Живые и мёртвые» Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, заместителя генерального секретаря СП СССР русского писателя поэта К. С. Симонова. С началом войны он призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году – звание подполковника, а после войны – полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал и пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…». Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны». На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915-1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом

Винницкий график И. М. Филипченко нарисовал экслибрис для библиотеки писателя, сценариста и драматурга, лауреата Государственной премии И. Ф. Стаднюка, известного своими книгами об украинском селе и о пройденной им Великой Отечественной войне, на нём изображён мужчина с музыкальным инструментом в руках, на фоне щита с красной звездой, композицию графической миниатюры дополняет гнездо аиста, перо и штык. Художник подчеркнул народный характер произведений писателя-фронтовика И. Ф. Стаднюка о войне. В 1939 году Иван Стаднюк поступил в военное училище, но был отчислен как имевший репрессированных родственников. Тогда же Иван Стаднюк поступил в Украинский коммунистический институт журналистики. Из института осенью 1939 года его призвали в армию и, по окончании ускоренного курса полковой артиллерийской сержантской школы в городе Калинине, откомандировали в Смоленское военно-политическое училище. По окончании училища в мае 1941 года политрук Стаднюк был направлен в Западную Белоруссию секретарем газеты 209-ой стрелковой дивизии. На войне он пробыл от первого до последнего дня, прошел боевой путь от Старой Руссы до Будапешта и Вены. Награжден 5 орденами, а также медалями. В 1958 году в звании полковника уволился из армии. Жизни армии и её ратному подвигу посвящены сборники повестей и рассказов Стаднюка – «Сердце солдата», «Люди с оружием», «Место происшествия – фронт», «Сердце помнит», «Максим Перепелица». Последний сборник послужил сюжетной основой известного фильма «Максим Перепелица»

Крупнейшим произведением лауреата Ленинской премии, двух Сталинских премий и Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда А. Т. Гончара – трилогией «Знаменосцы» о Великой Отечественной войне навеяно содержание книжного знака, созданного известным мастером графики Е. Н. Голяховским. В июне 1941 года после третьего курса университета Александр ушёл добровольцем на фронт в составе студенческого батальона. Летом 1942 года попал в плен, откуда бежал в 1943 году и продолжал воевать до Победы. Войну закончил старшим сержантом в должности старшины минометной батареи. За боевые отличия был награждён орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, тремя медалями «За отвагу».

Художник из Пскова А. В. Шершнев подарил книжный знак украинскому писателю-фронтовику Герою Украины, лауреату Государственной премии СССР П. А. Загребельному. В основе композиции книжного знака лежит изображение памятника «Родина-мать» в Киеве на высоком берегу Днепра. Статуя поражает своей величественностью и мужественностью – это одна из самых высоких статуй в мире (высота монумента 102 метра). Памятник был открыт ко Дню Победы в 1981 году. Этим годом и датирован экслибрис Загребельного, в его композицию художник включил также раскрытую книгу и чернильницу с гусиным пером. Будущий писатель в 1941 году окончил школу и ушёл в армию. Был курсантом Киевского артучилища, участвовал в обороне Киева, в августе 1941 года был ранен. Вернувшись на фронт, в августе 1942 года, раненый лейтенант артиллерии попал в плен, где находился до февраля 1945 года. В 1945 году работал в советской военной миссии в Западной Германии. Тема войны была освещена в ряде послевоенных произведений Загребельного.

Знаменитые гамзатовские «Журавли» легли в основу книжного знака художника из Махачкалы В. Ф. Логачёва, глядя на который невольно вспоминаешь гамзатовские строки:

 

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

 

Автор графической миниатюры хорошо знаком с творчеством лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического труда, народного писателя Дагестанской АССР Р. Г. Гамзатова, являясь автором иллюстраций ряда его книг. На книжном знаке горец с ребёнком стоят у вечного огня перед монументом советскому солдату, над которым пролетают белые журавли, вдали видны горные вершины.

Тема повести писателя-фронтовика М. М. Колосова «Три круга войны» послужила московскому графику В. А. Руткину основой сюжета в книжном знаке для писателя. Уважением к памяти советского воина проникнута эта линогравюра, а чернильница с гусиным пером говорят о характере творческой деятельности знаковладельца. М. М. Колосов участвовал в ВОВ, демобилизовался весной 1947 года, награжден орденами – Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и медалями. Почетный гражданин города Фатеж. Белорусский поэт-песенник А. Г. Русак на книгах своей библиотеки имел книжный знак, который выгравировал художник из Минска Е. Н. Тиханович. История его появления такова – к 20-летию освобождения Белоруссии, в 1964 году в Минске была напечатана открытка с репродукцией полотна Е. Н. Тихановича «Партизаны в разведке» с текстом «Лесной песни» А. Г. Русака. Вскоре художник воспроизвёл эту картину в книжном знаке, который он вырезал на линолеуме и подарил автору песни. Наибольшую известность получила песня на слова поэта «Бывайте здоровы, живите богато» (1936, музыка – И. Любан). Экслибрис часть книжной культуры, он характеризует личность владельца и его библиотеку, он лицо и отражение души библиофила, за экслибрисом всегда стоит человек. Книжный знак помогает формировать историческую память – память о тех, кто прошёл дорогами войны, выстоял в жестокой борьбе и победил. Никогда нам в полной мере не понять, не почувствовать то, что испытали они, дошедшие до Берлина, до Победы. Но мы всегда чувствуем свое с ними единство, сопричастность к их подвигу и гордимся ими.

Орфография и пунктуация автора сохранены.

Поделиться статьёй:

Не кладбище книг, а чуткий барометр (Обзор журнала «Красный библиотекарь»: 1923 – 1941)

Библиотечное дело, История, Книжные памятники

Журнал «Красный библиотекарь» представлен в архиве ТОНБ фактически полностью, вплоть до 1941-го. Данный журнал вольно или невольно дал подробную хронику духовной, социально-политической и даже психоэмоциональной жизни двух знаковых поколений наших граждан – постреволюционного и предвоенного.

Владимир Мартынов «Зона opus posth, или Рождение новой реальности»

Искусство, Рецензии

Эту интеллектуально насыщенную книгу можно читать с любого места. Здесь на каждой странице сталкиваются, продуктивно взаимодействуя, самые разные жанры. Мартынов и вспоминает, и анализирует, и прогнозирует.