г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 20 часов

В Доме Мастера. Мир Сергея Эйзенштейна

Книга-альбом не только о самом Эйзенштейне, но ещё и о грандиозной эпохе, о социокультурном контексте

Игорь Манцов
13 марта 2023 года

Пополнение в секторе искусств – полиграфический шедевр, книга-альбом «В Доме Мастера. Мир Сергея Эйзенштейна». Автор-составитель Вера Румянцева-Клейман. – М.: ООО ТД «Белый город», 2018. – 388 с.: ил., тираж 2000 экз.

Вера Румянцева-Клейман – дочь известного киноведа Наума Клеймана, который на протяжении десятилетий был хранителем научно-мемориального кабинета Сергея Эйзенштейна. Теперь эту миссию приняла на себя Вера Наумовна. Книга «В Доме Мастера», обозначенная в предисловии ещё и как «каталог», предъявляет жизнь великого кинематографиста, теоретика, историка культуры – через книги, фотографии, домашнюю утварь, предметы и артефакты, бережно хранящиеся в научно-мемориальном кабинете после смерти гения. «Дом Мастера во многом был автопортретом самого Эйзенштейна», – замечает автор-составитель в финале предисловия.

Книга состоит из разделов:

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ. Рига – Петроград, 1998 – 1917

ЧИСТЫЕ ПРУДЫ. Москва, 1920 – 1929

СТРАНСТВИЯ. Европа – США – Мексика, 1929 – 1932

НЕСНЯТЫЕ ФИЛЬМЫ. Москва, 1932 – 1935

ДОМ. ПОТЫЛИХА. Москва, 1935 – 1941

ГОРОД СНОВ. Алма-Ата, 1941 – 1944

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ. Москва, 1944 – 1948

ПРОДОЛЖЕНИЕ. 1948 – 2018

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Книге предпослан эпиграф – жизнеутверждающая выдержка из «Мемуаров» (1946) Сергея Эйзенштейна:


«Биологически мы смертны. И бессмертны только в социальных деяниях наших; в том маленьком вкладе, который вносит наш личный пробег с эстафетой социального прогресса от ушедшего поколения к поколению наступающему».

Поскольку за рубежами нашей страны к личности и творчеству гения/первопроходца Эйзенштейна всегда был огромный интерес, книга двуязычная: текст на русском дублируется текстом на английском.

Книга рассказывает не только о самом Эйзенштейне, но ещё и о грандиозной эпохе, о социокультурном контексте, ведь в своём творчестве Мастер был во многом социальным аналитиком, как в своих теоретических поисках – антропологом.

На страницах книги перед нами проходит огромное количество людей, с которыми Эйзенштейн пересекался и взаимодействовал. Фотографии, репродукции картин, книги, книги, снова книги, грампластинки, статуэтки, мебель, посуда, портфели, шляпы, ритуальные маски со всех концов мира – каждая вещь со своей историей, со своими прихотливыми связями. Этот альбом представляет собой совершенно оригинальный книжный формат.

Подробные воспоминания о квартире Эйзенштейна оставила режиссёр-документалист Эсфирь Шуб:

«…Книги. Книги были его лучшими друзьями. Вторая комната была библиотекой… Комната не вмещала всех книг. Они лежали всюду, в каждой комнате в шкафах и в ящиках в неразобранном виде. Несколько тысяч томов на русском, английском, немецком, французском, итальянском и других языках. Многими языками он владел свободно, в совершенстве, как своим родным русским языком… Много уникальных книг. Литература, поэзия, монографии о живописи всех народов. Много монографий об искусстве Китая, Индии и Мексики. Книги по архитектуре… Всё изучалось глубоко. Нет книги без его личных пометок и вкладных листков…»

Книгу-альбом «В Доме Мастера. Мир Сергея Эйзенштейна» стоит прочитать и рассмотреть хотя бы для того, чтобы осознать: пресловутый «вещизм» не всегда зло. Творческий человек преобразует в энергию созидания каждое жизненное впечатление, каждый бытовой предмет и всякую «тряпку», не говоря уже о книгах. Есть чему поучиться.

В завершение обзора отметим редактора – известного киноведа Владимира Всеволодовича Забродина, к сожалению, теперь уже покойного, а также автора дизайна книжного макета А. Н. Григорьеву.

✤✤✤✤✤

теги статьи:

Рецензии Искусство

Поделиться статьёй:

В тени

История, Литература, Рецензии

Советский бытовой анекдот до поры до времени прятался в нетрезвых мужских компаниях и в дыму интеллигентских кухонных посиделок, существовал в качестве устного фольклора. Теперь пришло время изучить его вдоль и поперёк. Для этого открываем книгу Вадима Михайлина «Бобёр, выдыхай!» с подзаголовком «Заметки о советском анекдоте и об источниках анекдотической традиции».

Хочется праздника!

История, Литература, Рецензии

Сегодня представляем монографию Елены Владимировны Душечкиной «Русский святочный рассказ. Становление жанра», которая подарит внимательному читателю исчерпывающее представление о таинственном и вдохновляющем предмете исследования – Русском Святочном Рассказе.