Виртуальная справочная служба
Виртуальная справочная служба (ВСС) – онлайновая справочная служба, выполняющая разовые запросы удаленных пользователей, связанные с поиском библиографической и фактографической информации по всему спектру тематических направлений. ВСС обеспечивает:
Максимальный срок выполнения запроса – 3 рабочих дня, за исключением праздничных и санитарных дней.
1. Заполнить поля формы запроса (поля обязательные для заполнения отмечены звездочкой), сформулировать вопрос в произвольной форме (запомните номер вашего запроса, чтобы быстро найти ответ на него);
2. Нажать кнопку «Предварительный просмотр», проверить правильность внесенной в форму информации и подтвердить отправку, нажав кнопку «Отправить запрос»;
3. Ответ на ваш вопрос появится на странице «Архив запросов».
В одном сообщении принимается только один вопрос. Если в вашем обращении будет несколько вопросов, мы ответим лишь на один из них по нашему усмотрению. Виртуальной справочной службой не рассматриваются вопросы:
Мы оставляем за собой право удалять некорректные вопросы и реплики.
Запрос № 165
Здравствуйте, не могли бы вы помочь подобрать литературу и источники на тему: "Методические условия использования схем в процессе обучения истории в современной школе"
Распечатать запрос Постоянная ссылкаОтвет:
Здравствуйте. К сожалению, ответить на Ваш запрос в полном объеме в рамках Виртуальной службы не представляется возможным, т.к. он сформулирован слишком узко. Предлагаем для начала работы следующую литературу (источники – ЭК РГБ; Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU, «КиберЛенинка»; ИПС Яндекс):
1. Акимова, Я. А. Методические приемы изучения исторических личностей на уроках истории в школе / Я. А. Акимова // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. - 2021. - № 21. - С. 376-379. - Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46277683 (дата обращения: 15.03.2024).
2. Ващева, И. Ю. Алгоритмы и схемы в преподавании истории цивилизаций / И. Ю. Ващева, Н. Ю. Сивкина // Евразийский Союз Ученых. - 2020. - № 8-4 (77). - С. 27-31. - Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritmy-i-shemy-v-prepodavanii-istorii-tsivilizatsiy (дата обращения: 15.03.2024).
3. Дьяченко, Н. В. Методологические и теоретические аспекты применения схем и таблиц в образовательном процессе / Н. В. Дьяченко, Д. Д. Федчишина // Культура и безопасность. - 2022. - № 3. - С. 21-26. - Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-i-teoreticheskie-aspekty-primeneniya-shem-i-tabl... (дата обращения: 15.03.2024).
4. Камалеева, А. Р. Электронные учебные издания по истории России в условиях цифровизации процесса обучения / А. Р. Камалеева, В. В. Слепушкин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - № 75. - С. 40-45. - Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-uchebnye-izdaniya-po-istorii-rossii-v-usloviyah-tsifrovizatsii-protsessa-obucheniya (дата обращения: 15.03.2024).
5. Короткова, М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике : учебник / М. В. Короткова ; Московский педагогический государственный университет. - Москва : МПГУ, 2020. - 247 с.
6. Ходырева, Е. С. Приемы визуализации при изучении истории / Е. С. Ходырева, Е. С. Калужина, М. К. Акользина // Цифровая наука. - 2020. - № 12. - С. 117-124. - Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-vizualizatsii-pri-izuchenii-istorii (дата обращения: 15.03.2024).
7. Чернух, И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории / И. Н. Чернух // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - Т. 1. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 237-239. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895/ (дата обращения: 15.03.2024).
Запрос № 164
Здравствуйте, не могли бы вы помочь подобрать литературу и источники на тему: "Советские учебники истории и их применение в учебном процессе"
Распечатать запрос Постоянная ссылкаОтвет:
Здравствуйте. К сожалению, ответить на Ваш запрос в полном объеме в рамках Виртуальной службы не представляется возможным, т.к. он сформулирован слишком узко. Предлагаем материалы более общего характера для начала работы над темой (источники – ЭК РГБ; Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU, «КиберЛенинка»; ИПС Яндекс):
1. Алексеева, Л. В. О методике преподавания истории в СССР в первое послевоенное десятилетие (1945-1955) / Л. В. Алексеева // Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов : коллективная монография / Л. В. Алексеева, Е. Е. Вяземский, Е. В. Воробьева [и др.] ; под общ. ред. Л. В. Алексеевой. – Нижневартовск, 2018. – Ч. 5. – С. 157-179. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36682298 (дата обращения: 14.03.2024).
2. Алексеева, Л. В. Поиск путей эффективного обучения истории в СССР / Л. В. Алексеева // Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов : коллективная монография / Л. В. Алексеева, Е. Е. Вяземский, Е. В. Воробьева [и др.] ; под общ. Ред. Л. В. Алексеевой. – Нижневартовск, 2018. – Ч. 5. – С. 180-188.
3. Витевицкий, В. П. История как предмет в школах России. Часть 2. Историческое образование в СССР / В. П. Витевицкий, С. Я. Лавренов // Обозреватель - Observer. – 2016. – № 8 (319). – С. 68-91. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-kak-predmet-v-shkolah-rossii-chast-2-istoricheskoe-obrazovanie-v-sssr (дата обращения: 14.03.2024).
4. Иванова, Т. Н. Школьный учебник и историческая память: анализ отечественной учебной литературы по истории в XX веке / Т. Н. Иванова // «Запад-Восток» : науч.-практ. ежегодник. – 2020. – № 13. – С. 99-114. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-uchebnik-i-istoricheskaya-pamyat-analiz-otechestvennoy-uchebnoy-literatury-po-istorii-v-xx-veke (дата обращения: 14.03.2024).
5. Кадзоева, Т. М. Школьный учебник истории как компонент советской системы образования к концу 1980-х годов / Т. М. Кадзоева // Наука и школа. – 2020. – № 2. – С. 226-232. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-uchebnik-istorii-kak-komponent-sovetskoy-sistemy-obrazovaniya-k-kontsu-1980-h-godov (дата обращения: 14.03.2024).
6. Малютин, А. Б. Становление и развитие методики обучения истории в 1920–1950 годы / А. Б. Малютин, О. А. Котлярова // Научный аспект. – 2020. – Вып. 4, Т. 7. – С. 908-916. – Электронная копия доступна на сайте журнала. – URL: https://na-journal.ru/arhiv/2880-zhurnal-nauchnyj-aspekt-4-2020-tom7 (дата обращения: 14.03.2024).
7. Назарова, И. А. Историческое образование в советской школе (1940-1950-е гг.) / И. А. Назарова // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : материалы XLI науч.-практ. конф. – Миасс, 2017. – С. 302-309. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32373482 (дата обращения: 14.03.2024).
8. Пепелина, Н. И. Из истории народного образования в СССР в 1930-х годах: работа над школьным учебником отечественной истории / Н. И. Пепелина // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2013. – № 2. – С. 19-32. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-narodnogo-obrazovaniya-v-sssr-v-1930-h-godah-rabota-nad-shkolnym-uchebnikom-otechestvennoy-istorii (дата обращения: 14.03.2024).
9. Руднева, Л. Е. Эволюция школьного учебника истории в 40 - 80-е годы XX века : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Руднева Лариса Евгеньевна ; [Место защиты: Курский государственный университет]. – Курск, 2005. – 215 с. – Доступ в ТОНБ.
10. Сомов, В. А. История как учебный предмет в советской системе школьного воспитания во второй половине 1930-х гг / В. А. Сомов // ЛиТ : исторический альманах. – 2014. – № 6. – С. 257-270. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-kak-uchebnyy-predmet-v-sovetskoy-sisteme-shkolnogo-vospitaniya-vo-vtoroy-polovine-1930-h-gg (дата обращения: 14.03.2024).
С полным текстом диссертации Вы можете ознакомиться в ТОНБ, к. 208.
Запрос № 163
Здравствуйте. Прошу Вас помочь с литературой для написания курсовой работы по методике обучения истории по теме: «Обучение истории в советской школе»
Распечатать запрос Постоянная ссылкаОтвет:
Здравствуйте. Предлагаем по Вашей теме следующую литературу (источники – ЭК РГБ, Науч. электрон. б-ка eLIBRARY.RU, ИПС Яндекс):
1. Алексеева, Л. В. О методике преподавания истории в СССР в первое послевоенное десятилетие (1945-1955) / Л. В. Алексеева // Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов : коллективная монография / Л. В. Алексеева, Е. Е. Вяземский, Е. В. Воробьева [и др.] ; под общ. ред. Л. В. Алексеевой. – Нижневартовск, 2018. – Ч. 5. – С. 157-179. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36682298 (дата обращения: 14.03.2024).
2. Ершова, И. А. Эволюция методов обучения истории в советской школе, 1930-е - начало 1990-х гг. : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ершова Ирина Алексеевна ; [Место защиты: Ин-т общеобразовательной школы РАО]. – Москва, 1994. – 215 с. – Доступ в ТОНБ.
3. Лапицкая, И. А. Особенности методики преподавания истории в Советской системе образования в 1920-1930-х гг / И. А. Лапицкая // Студенческое сообщество и современная наука : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. Д. В. Щукина. – Елец, 2019. – Вып. 5. – С. 145-150. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38038251 (дата обращения: 14.03.2024).
4. Лебедев, А. С. Преподавание истории в советских школах в 1920-е – первой половине 1930-х годов / А. С. Лебедев // Modern sciences. – 2020. – № 3-1. – С. 163-167. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42553297 (дата обращения 14.03.2024).
5. Малютин, А. Б. Становление и развитие методики обучения истории в 1920–1950 годы / А. Б. Малютин, О. А. Котлярова // Научный аспект. – 2020. – Вып. 4, Т. 7. – С. 908-916. – Электронная копия доступна на сайте журнала. – URL: https://na-journal.ru/arhiv/2880-zhurnal-nauchnyj-aspekt-4-2020-tom7 (дата обращения: 14.03.2024).
6. Назарова, И. А. Историческое образование в советской школе (1940-1950-е гг.) / И. А. Назарова // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : материалы XLI науч.-практ. конф. – Миасс, 2017. – С. 302-309. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32373482 (дата обращения: 14.03.2024).
7. Назарова, И. А. Историческое образование в советской школе в 1960-е - начале 1980-х гг. / И. А. Назарова // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : материалы XLII науч.-практ. конф. / под ред. Е. А. Суховой. – Миасс, 2018. – С. 253-261. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42877681 (дата обращения: 14.03.2024).
8. Назарова, И. А. Становление систематического исторического образования в советской школе (1930-е - начало 1940-х гг.) / И. А. Назарова // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : материалы XL науч.-практ. конф. / под ред. А. Г. Бент. – Миасс, 2016. – С. 357-365. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26439231 (дата обращения: 14.03.2024).
9. Пепелина, Н. И. Эволюционные процессы в советском школьном историческом образовании 1920-х-1930-х гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук / Пепелина Наталья Игоревна ; [Место защиты: Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова]. – Москва, 2011. – 28 с. – Электронная копия доступна на сайте РГБ. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004854760 (дата обращения: 14.03.2024). – Полный доступ к диссертации в ТОНБ.
10. Петухова, О. А. Историческое образование в российской школе в первые годы Советской власти : 1917-1937 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Петухова Ольга Анатольевна ; [Место защиты: Брян. гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского]. – Брянск, 2004. – 22 с. – Электронная копия доступна на сайте РГБ. – URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002768506?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 14.03.2024). – Полный доступ к диссертации в ТОНБ.
С полными текстами диссертаций Вы можете ознакомиться в ТОНБ, к. 208.
Запрос № 162
Прошу помочь с литературой для курсовой работы по методике обучения праву по теме: « Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории»
Распечатать запрос Постоянная ссылкаОтвет:
Здравствуйте. Предлагаем по Вашей теме следующую литературу (источники: Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка», eLIBRARY.RU):
1. Вейсова, Э. Э. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию / Э. Э. Вейсова // Образование 2020 : актуальные вопросы современные аспекты : сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020. С. 9-11. - Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44267646 (дата обращения: 12.03.2024).
2. Котова, О. А. Перспективная модель КИМ ОГЭ по обществознанию / О. А. Котова, Т. Е. Лискова // Педагогические измерения. - 2019. - № 1. - С. 15-22. - Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnaya-model-kim-oge-po-obschestvoznaniyu (дата обращения: 12.03.2024).
3. Лискова, Т. Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию / Т. Е. Лискова // Педагогические измерения. - 2019. - № 4. - С. 3-29. - Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po (дата обращения: 12.03.2024).
4. Магомедов, П. Ш. Мини-сочинение в заданиях единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию: концепция и проблема критериев / П. Ш. Магомедов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2020. - № 1. - С. 84-88. - Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mini-sochinenie-v-zadaniyah-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-ege-po-obschestvoznaniyu-kontseptsiya-i-problema-kriteriev (дата обращения: 12.03.2024).
5. Пазин, Р. В. Обществознание. Раздел "Политика и право" : более 1200 вопросов и заданий, памятки по выполнению заданий, словарь основных понятий, типичные ошибки, ответы и комментарии : [для старшего школьного возраста : 6+] / Р. В. Пазин, И. В. Крутова. - Москва : Эксмо, 2020. - 574 с. : табл.
6. Сайфутдинова, Г. Б. Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по дисциплине «История» / Г. Б. Сайфутдинова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-1. - Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-k-sdache-ege-po-distsipline-istoriya (дата обращения: 12.03.2024).
7. Семенова, З. У. Методика подготовки учащихся 9,11 классов к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию / З. У. Семенова // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции. - Вологда, 2020. - С. 79-80. - Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44449715 (дата обращения: 12.03.2024).
8. Сухорукова, Л. В. Вопросы права на ЕГЭ по обществознанию / Л. В. Сухорукова // Юридическое образование и юридическая наука в России: современные тенденции и перспективы развития : сборник трудов конференции. - Курск, 2019. - С. 107-115. - Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40109828 (дата обращения: 12.03.2024).
9. Таньшина, Н. А. ЕГЭ по обществознанию: мифы и реальность / Н. А. Таньшина // Педагогические измерения. - 2017. - № 2. - С. 122-126. - Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ege-po-obschestvoznaniyu-mify-i-realnost (дата обращения: 12.03.2024).
10. Фоменко, А. В. Анализ методов подготовки учащихся к участию в Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по обществознанию / А. В. Фоменко // Законность и правопорядок: история, современность, актуальные проблемы : материалы V межвузовской студенческой научной конференции. - Москва, 2021. - С. 602-607. - Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46194024 (дата обращения: 12.03.2024).
Запрос № 161
Помоги подобрать литературу для написания курсовой работы по теме:"Использование плакаты и карикатуры в обучении истории" на примере Карикатур времен Отечественной войны 1812 года..
Распечатать запрос Постоянная ссылкаОтвет:
Здравствуйте. К сожалению, ответить на Ваш запрос в полном объеме в рамках Виртуальной службы не представляется возможным, т.к. он сформулирован слишком узко. Предлагаем материалы более общего характера для начала работы над темой (источники – ЭК ТОНБ, РГБ; Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU, «КиберЛенинка»; ИПС Яндекс):
1. Аширбакиева, А. Ю. Использование карикатур на стадии "вызова" на уроках истории с применением ТРКМ / А. Ю. Аширбакиева // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2020. – № 2 (28). – С. 25-26. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44884685 (дата обращения: 13.03.2024).
2. Гаврилова, Л. Г. Некоторые особенности работы с политической карикатурой / Л. Г. Гаврилова // История. Всё для учителя! – 2013. – № 4 (16). – С. 6-12. – Электронная копия доступна на сайте Издательской группы «Основа». – URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_11_16_4835.pdf (дата обращения: 13.03.2024).
3. Звонарева, Н. А. Потенциал работы с карикатурами в старшей школе в процессе формирования исторической грамотности обучающихся / Н. А. Звонарева, Н. Н. Маслова, А. В. Звонарев // Образование и право. – 2023. – № 7. – С. 309-319. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-raboty-s-karikaturami-v-starshey-shkole-v-protsesse-formirovaniya-istoricheskoy-gramotnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 13.03.2024).
4. Мингазова, А. Д. Роль политической карикатуры на уроках истории / А. Д. Мингазова // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты : сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. – Пенза, 2022. – Ч. 2. – С. 211-213. – Электронная копия доступна для авторизированных пользователей на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50055391 (дата обращения: 13.03.2024).
5. Обоимова, Р. В. Карикатура на уроках истории / Р. В. Обоимова // Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 594-596. – Электронная копия доступна на сайте журнала – URL: https://moluch.ru/archive/310/70133/ (дата обращения: 13.03.2024).
6. Прудникова, С. В. Карикатура как эффективное средство обучения на современном уроке истории / С. В. Прудникова // Современные научные исследования и инновации : электрон. науч.-практ. журн. – 2023. – № 12. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/12/101231 (дата обращения: 13.03.2024).
7. Соломонова, В. И. Использование карикатуры на уроке истории / В. И. Соломонова // Молодой ученый. – 2014. – № 20.2 (79.2). – С. 49-51. – Электронная копия доступна на сайте журнала. – URL: https://moluch.ru/archive/79/14023/ (дата обращения: 13.03.2024).
8. Тузикова, Л. Д. Стратегии познавательной деятельности при изучении визуальных образов прошлого / Л. Д. Тузикова // Философия образования. – 2011. – № 5 (38). – С. 145-151. – Электронная копия доступна на сайте «Издания Сибирского отделения РАН». – URL: https://www.sibran.ru/upload/iblock/a3e/a3ecf978eeffdeec3781d2c192aa955f.pdf (дата обращения: 13.03.2024).