г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня выходной

Из истории письменных принадлежностей: производство и рецепты

История появления пишущих инструментов и составов для письма уходит в далекую древность, как только у человека возникла необходимость записывать свои мысли, эмоции, опыт и знания. Позже были написаны книги, в которых речь идет о производстве карандашей, ручек и чернил. Так, в фонде Тульской областной научной библиотеки хранятся издания, раскрывающие секреты производства письменных принадлежностей.

Инна Куканова
20 мая 2024 года

История появления пишущих инструментов и составов для письма уходит в далекую древность, как только у человека возникла необходимость записывать свои мысли, эмоции, опыт и знания. Позже были написаны книги, в которых речь идет о производстве карандашей, ручек и чернил. Так, в фонде Тульской областной научной библиотеки хранятся издания, раскрывающие секреты производства письменных принадлежностей.

Как значимо для человечества было изобретение чернил и каким востребованным оказалось руководство по их приготовлению! В предисловии к 7-ому изданию книги «Чернила, производство и рецепты» (М., 1919) автор книги, технолог А. П. Федоров отметил, что «надобность в таком руководстве ощущается довольно сильно»1. Автор говорит о множестве сортов чернил, отличающихся по качеству, цвету, назначению. Это — чернила для письма, литографские и штемпельные чернила, тушь для воспроизведения чертежей, чернила для метки белья, для писания на дереве, кости, коже, стекле и т.д. При этом А. П. Федоров замечает, что изготовление чернил — производство несложное, и «настойчивостью и аккуратностью повторения опытов можно добиться удовлетворительных результатов и улучшить таким образом или расширить производство»2.

Один из рецептов приготовления чернил, приведенный в книге:


Золотистые и серебристые чернила

готовят из сусального золота и серебра, растирая таковые в фарфоровой ступке с густым раствором аравийской камеди, до полного исчезновения заметных глазу через увеличительное стекло кусочков металла. Чернила должны быть густые, так как металлические порошки проявляют склонность оседать на дне, если жидкость слишком текуча. Перед применением чернила нужно энергично встряхивать. В качестве подмеси к золотистым чернилам часто подбавляют пикриновую кислоту3.



Книга «Чернила, производство и рецепты» является изданием Высшего совета народного хозяйства, центрального государственного органа РСФСР по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью. ВСНХ был учрежден в декабре 1917 года, в 1918–1921 гг. в его компетенцию входило всё управление производством, распределение сырья и готовой продукции. На обложке книги изображен логотип ВСНХ, указан адрес его нахождения, а именно Большой Златоустинский переулок, д. 6. Там же находилось и издательство, в котором вышла книга. На обложке указана стоимость издания: «Цена 4 р.».



На форзаце, нахзаце и нижней обложке книги приведены книгопродавческие объявления под заголовками «Издания Отдела организации производства В. С. Н. Х.», «Печатаются и в ближайшее время поступят в продажу» и «Готовятся к печати».


Инструменту для письма, рисования и черчения посвящено дореволюционное издание Ю. Петрова «Производство карандашей», которое вышло в свет в 1916 году в книгоиздательстве М. П. Петрова.

Книга является настоящим пособием «как приготовить обыкновенные итальянские, металлические, цветные, чернильные, пастельные и литографские карандаши, а также карандаши для стекла, фарфора, металла и для метки белья».


В первую очередь автор книги знакомит читателя с историей возникновения карандашей: «Первое описание карандаша из графита, обделанного в дерево, находится в трактатах о минералах Конрада Геснера в 1695 г.»4.

В книге речь идет о приготовлении карандашей по способу Конте, который был открыт в 1795 году и запатентован. Способ заключался в том, чтобы смешивать порошок графита с 30-50 % чистой глины и для прочности прокаливать получившийся стержень в печи. Автор книги указывает на наиболее известные месторождения графита, которые сосредоточены «в Восточной Сибири, на златоустовских горных заводах, в Семипалатинской области, Иркутской (Тункинские горы) и Енисейской (Нижняя Тунгурка) губерниях, Финляндии, на Урале, на острове Паргас (Ботнический залив), в Богемии и Англии»5.

Карандаши делали из цельного графита и порошка, из натурального графита и из искусственного. Они отличались мягкостью, хрупкостью и номеровались по твердости от самого мягкого первого номера до самого твердого четвертого.


Степень черноты и твердости карандашей зависит от пропорции графита, температуры и продолжительности прокаливания. Очень мягкие №№ пропитываются затем жиром, воском или стеарином. Карандаши из цельного графита нарезаются из больших кусков графита и с боков шлифуются. Оправа простых карандашей делается из елового, соснового, тополевого или ольхового дерева, для хороших из кипариса и виргинского или американского кедра6.





На 16-ти страницах книги, кроме обыкновенных графитных карандашей, речь идет о производстве цветных, пастельных, литографических, восковых карандашей, карандашей для стекла, фарфора, металла, карандашей для метки белья. Издание носит практический характер, возможно, поэтому издатель на форзаце, нахзаце и нижней обложке книги разместил рекламу серии «Деревенская библиотека». За 10-30 копеек читателям предлагают полезные издания, рассказывающие, например, как делать бочки, кадки, чаны и ведра, или как плести корзины, или как выделывать валенки, галоши, туфли и т.д.



Издание советского периода «Производство карандашей» (Томск, 1975) является первой публикацией по вопросу промышленного производства карандашей и служит справочным руководством, в котором приведены данные о производительности оборудования, техническим нормам, технологическим процессам.


Книга была издана в Томске неслучайно. За основу был взят опыт Томской карандашной фабрики, которая являлась единственной в Советском Союзе по производству карандашных дощечек. Фабрику в Томске решили построить вблизи обширных массивов кедровой древесины. Строительство началось на базе лесозавода в 1932 году, а в 1934 году коллектив выработал первую промышленную партию карандашных дощечек из западносибирского кедра. Томская фабрика обеспечивала карандашными дощечками все фабрики Советского Союза.


Заготовка кедра производится в зимний период времени в северных районах Томской области. На фабрику древесина поступает в навигационный период водным путем на баржах. С барж древесину транспортируют на склад сырья, откуда по мере надобности ее подают в цех… <…> Карандашные дощечки в белом виде должны иметь чистый пропил, точные размеры, радиальный распил и здоровую прямослойную древесину.7





 В 1947 году приступили к выпуску карандашей и фабрику переименовали в Томскую карандашную. Книга подробно раскрывает полный цикл производства карандашных дощечек, цветных стержней и карандашей, дополняя текст таблицами, схемами и рисунками. В качестве примера можно привести таблицу, которая содержит краткую характеристику карандашей с указанием их названия, длины, диаметра, твердости, формы, цвета покрытий граней и назначения. Например, канцелярский карандаш «Кремль» — цветной, длиной 177 мм и диаметром 7,1 мм, твердостью 2М-4М, шестигранный, цвет покрытия граней красный, синий или зеленый, цвет ребер бронзовый или белый, предназначен для письма.

В таблице, наряду с карандашами для письма и рисования, приведены карандаши сувенирные.



Четвертая глава книги посвящена технике безопасности, производственной санитарии и противопожарным мерам на производстве.

Сегодня сложно представить жизнь без ручек, карандашей и привычных нам письменных принадлежностей. На протяжении столетий одни инструменты для письма приходили на смену другим. Благодаря им, до нас дошли произведения литературы, научные открытия и документальные свидетели прошлых эпох.


✤✤✤✤✤

Источники:

1Федоров А. П. Чернила, производство и рецепты. М., 1919. С. VII.

2Там же. С. VIII.

3Там же. С. 106.

4Петров, Ю. Производство карандашей. Петроград ; Москва, 1916. С. 3.

5Там же. С. 5.

6Там же. С. 7.

7Бобрикова Т. И., Ершов Д. П. Производство карандашей. Томск, 1975. С. 7.

Поделиться статьёй:

Спасибо судьбе

Литература, Рецензии

Юрий Ряшенцев – это поэт, сочинивший и сборник «В кружащей лодке», и все песенные тексты к фильму про мушкетёров и много чего ещё. В этой книжке автор являет настоящее мастерство стихосложения: форма у Ряшенцева традиционная, содержание серьёзное. В основном поговорим именно о содержании.

Не кладбище книг, а чуткий барометр (Обзор журнала «Красный библиотекарь»: 1923 – 1941)

Библиотечное дело, История, Книжные памятники

Журнал «Красный библиотекарь» представлен в архиве ТОНБ фактически полностью, вплоть до 1941-го. Данный журнал вольно или невольно дал подробную хронику духовной, социально-политической и даже психоэмоциональной жизни двух знаковых поколений наших граждан – постреволюционного и предвоенного.