г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 18 часов

Путешествие в мир Актёров

Обзор сборника работ выдающегося советского театроведа и театрального критика Александра Свободина

Игорь Манцов
13 февраля 2023 года

Сборники статей от отечественных театроведов и театральных критиков – золотой фонд нашей философии, а не только лишь искусствознания в его узком смысле. Потому что изобретённая Станиславским, усовершенствованная впоследствии Вахтанговым, Мейерхольдом, Алексеем Поповым и др. система актёрской игры – больше, чем театральная технология. На самом деле система эта – утончённая наука о Человеке и бескрайних глубинах его психики. Сборников таких на деле немного, может быть сотня-полторы за столетие: профессия и без того элитарная, к тому же право на отдельную книжку ещё нужно было заслужить.

Павел Марков, Борис Алперс, Вадим Гаевский, Марианна Строева… – книжки этих и некоторых других критиков время от времени перечитываешь, всякий раз делая восхитительные открытия на пространстве уже вроде бы знакомого материала. Благодаря усилиям Союза Театральных деятелей Российской Федерации к заветному списку добавился сборник работ выдающегося советского театроведа и театрального критика Александра Свободина «В мире Актёров» (М.: СТД РФ, 2014. – 528 с., ил.).


У нас не опечатка: «Актёры» действительно написаны в названии с заглавной буквы, ибо книга, составленная из очерков Свободина разных лет, возносит избранных им лицедеев буквально на пьедестал. Олег Ефремов, Олег Табаков, Юлия Борисова, Леонид Филатов, Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих и Владислав Стржельчик дают книге разгон. А потом к ним добавляются Олег Даль и Владимир Высоцкий, Нина Ургант и Валентин Никулин, Евгений Урбанский и Сергей Юрский, Елена Соловей и Анатолий Адоскин, Игорь Ильинский и Евгений Лебедев, Михаил Козаков и Ролан Быков, Михаил Ульянов и Иннокентий Смоктуновский. Наши «самые-самые». Актёры милостью Божьей, но при этом ещё трудяги, правдоискатели, умники и умницы. Тексты Свободина лаконичные, яркие, формально безупречные. Информационный посыл сочетается в них с посылом эмоциональным. Свободин любит своих героев, разбирается с их парадоксальными поступками и зачастую непростыми характерами, восхищается, а параллельно – беспристрастно анализирует. Книга эта очень демократична и увлечёт любого, даже самого неподготовленного любителя театрального искусства.

Есть несколько эссе о выдающихся мастерах, которые уже доигрывали своё, когда на смену им пришли вышеперечисленные звёзды. «Их последний спектакль» – о легендарной постановке «Соло для часов с боем», где свои последние гениальные роли исполнили четыре МХАТовских «старика» – Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин, Виктор Станицын и одна бесконечно обаятельная МХАТовская «старуха» – Ольга Андровская. Драгоценное свидетельство из первых рук, из первой половины 1970-х, от Александра Свободина:

«…А в зале происходит что-то необыкновенное, счастливые старомодные слёзы льются из глаз зрителей, и вызовам нет конца. Когда я смотрел этот спектакль, их было двадцать восемь! Двадцать восемь раз давали занавес!»

Эссе «Царство актёра, абсолютное царство актёра!» посвящено также сверх-знаменитому, хотя уже сугубо телевизионному спектаклю – «Плотницким рассказам» по Василию Белову, где на пару блеснули в прошлом «Чапай» Борис Бабочкин и не менее колоритный Пётр Константинов.

«Нет слов, чтобы передать наслаждение от игры этих двух чудных актёров, право же, это стоит иных многосерийных гигантов! – заразительно фиксирует своё впечатление Свободин. – А камера всё стоит и смотрит, как они играют, потому что здесь царство актёра, абсолютное царство актёра!» .

После этого текста только и остаётся, что найти в Сети «Плотницкие рассказы» и на одном дыхании пересмотреть их.

Есть эссе о гениальном балетмейстере Игоре Моисееве, есть о знаменитом суфлёре Иосифе Ивановиче Дарьяльском (много ли мы знаем о суфлёрах?), есть о незаслуженно забытом ныне гитаристе, аккомпаниаторе и певце Сергее Александровиче Сорокине. Словосочетание «Сорокинская гитара» было в своё время общеупотребительным художественным понятием.

Книга, изданная тиражом всего-то 500 экземпляров, несомненно, является украшением театрального фонда нашей библиотеки. Отдельно отметим образцово-показательный макет издания, его дизайн и качество печати. В любовно подготовленном издании огромное количество поразительных чёрно-белых фотографий, пересматривать которые – отдельное удовольствие. Многие фотографии поистине уникальны, опубликованы впервые и показывают выдающихся мастеров русской сцены в самых неожиданных ситуациях и ракурсах.

«Актёры вообще больше знают свои недостатки, чем об этом принято думать», – корректно выдаёт Свободин некоторые тайны актёрского цеха. Он очень бережен к своим героям, которые зачастую были ещё и единомышленниками, ещё и друзьями.

6 февраля со дня рождения Александра Петровича Свободина исполнился 101 год. Он ушёл из жизни в марте 1999-го, но его театроведческое наследие будет востребовано ещё долго.

✤✤✤✤✤


теги статьи:

Рецензии Искусство

Поделиться статьёй:

Слёзы и сопли

Литература, Рецензии

Детективный роман американской писательницы Элизабет Джордж «Это смертное тело» входит в умопомрачительную серию произведений про английского инспектора-аристократа Томаса Линли и его простушку-помощницу Барбару Хейверс. «Это смертное тело» - грандиозный и по объёму, и по замаху роман «с тайной», как на уровне фабульном, так и на уровне метафизическом.

В тени

История, Литература, Рецензии

Советский бытовой анекдот до поры до времени прятался в нетрезвых мужских компаниях и в дыму интеллигентских кухонных посиделок, существовал в качестве устного фольклора. Теперь пришло время изучить его вдоль и поперёк. Для этого открываем книгу Вадима Михайлина «Бобёр, выдыхай!» с подзаголовком «Заметки о советском анекдоте и об источниках анекдотической традиции».