Пушкинская тема самая популярная тема в отечественном книжном знаке. В коллекции экслибрисов Э. Д. Гетманского более 1000 пушкинских графических миниатюр. Пушкиниана – один из любимых сюжетов многих известных графиков. К ним относятся экслибрисы с портретом А. С. Пушкина, иллюстрациями к стихотворениям, прозе, изображением мест, связанных с жизнью и творчеством... Первые пушкинские экслибрисы появились в конце XIX века, самый первый из них принадлежит Александру Федоровичу Онегину, крупнейшему коллекционеру-пушкинисту, жившего в Париже. Выполнил его французский офортист И. Песке по рисунку известного русского художника и скульптора Михаила Осиповича Микешина, автора широко известных памятников – Тысячелетию России в Великом Новгороде (1862), Екатерине II в Санкт-Петербурге 1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (1888), Ермаку в Новочеркасске (1904), М. Ю. Лермонтову в Санкт-Петербурге (1916). На рисунке художник изобразил Татьяну Ларину такой, какой описал ее Александр Пушкин:
Татьяна пред окном сидела,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Эти пушкинские строки и послужили сюжетом художнику. На экслибрисе, выполненном Песке, Татьяна пишет левой рукой на стекле латинское слово «Ex libris» и две буквы – А. О. Несколько слов о самом владельце этого дивного экслибриса – пушкинисте Александре Федоровиче Онегине. Родился он в Царском селе в 1845 году, при рождении получил фамилию Отто. Всю жизнь Александр Федорович Отто посвятил поиску и сохранению пушкинского наследия. Жил Отто за границей, был дружен с выдающимися русскими писателями. Они дарили ему автографы Пушкина, редкие книги и другие материалы. В своей парижской квартире он организовал музей А. С. Пушкина, которому посвятил себя без остатка. Богатство собранной им коллекции поражает. Пребывая под впечатлением от «Евгения Онегина», он взял себе такой же псевдоним – Онегин, и в 1890 году указ императора Александра III дал ему официальное право на ношение этой фамилии. В 1909 году он завещал коллекцию Пушкинскому Дому, куда она поступила в 1929 году, после смерти ее владельца в 1925 году. Книжное собрание состояло из 3420 книг, брошюр, журналов и альманахов на русском и иностранном языках. Ядро коллекции составляют издания произведений А. С. Пушкина и литература о нем.
Иконография в пушкинском экслибрисе ведет свое начало, с книжного знака художника Федора Ивановича Захарова для профессора паразитолога и протозоолога Московского университета Германа Вениаминовича Эпштейна. Художник графически воспроизвел портрет А. С. Пушкина кисти Ореста Кипренского, украсив его стилизованной овальной рамкой начала XIX века, обрамленной сверху полувенком из дубовых и лавровых листьев. Гирлянда из дубовых листьев украшает нижнюю часть знака. Этот экслибрис датирован 1910 годом. Это был первый портретный (иконографический) экслибрис по Пушкинской теме, и как показало время лучший из лучших на настоящее время. Прошло более 120 лет с появления первого пушкинского знака, многие отечественные художники работали над ним. Их сотни, отметим некоторых из них – это Н. И. Пискарев, Н. В. Кузьмин, С. Б. Телингатер, Г. А. Кравцов, В. А. Фролов, М. М. Верхоланцев, А. И. Калашников, Э. Окас, Е. Н. Голяховский, К. С. Козловский, А. Е. Лопухин, Л. А. Ильина, В. Ф. Мощенко, Б. А. Протоклитов, Е. И. Кузнецова, Ф. Д. Молибоженко, П.Упитис, Н.И.Калита, А. И. Мищенко, В. И. Лопата, А. К. Пожарский, Д. Ю. Беккер, В. Г. Шапиль, А. С. Мистецкий, Н. И. Стрижак, Е. Н. Тиханович, А. И. Юпатов, В. Ю. Розенталь, Р. В. Копылов, Е. Н. Шалыгина, Н. И. Кофанов, А. К. Мельянец, Е. Г. Синилов, В. А. Марьин.