Александр Эдуардович Блэк (1907 – 1970) родился в городе Санкт-Петербурге. Учился в Ленинградском высшем художественно-техническом институте на графическом факультете, где его преподавателями были такие мастера, как В.М. Конашевич и Д. И. Митрохин. После окончания института в 1931 году работал как художник-график, но уже в 1938-м перебрался на киностудию «Ленфильм», где всю оставшуюся жизнь успешно трудился в качестве художника-постановщика. Фильмы, визуально придуманные и оформленные Александром Блэком, например, «Человек с ружьём», «Валерий Чкалов», «Когда разводят мосты», «Перед судом истории», «Два билета на дневной сеанс», — памятны любителям киноискусства по сию пору, а вот его графика долгие годы лежала под спудом. Уникальный альбом-каталог «Город над вольной Невой» (Государственный центральный музей современной истории России, год не указан, 256 с., тираж 500 экз.) составлен из графических работ Блэка, сделанных им в блокадном Ленинграде. На правой стороне разворота — графика замечательного художника, а на левой — поэтический или информационный комментарий. Получилась удивительная книга, от которой трудно оторваться, материалам которой сопереживаешь и к которой тянет вновь и вновь возвращаться.
От Советского информбюро.
Вечернее сообщение 23 ноября 1941 г.
В течение 23 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
Особенно ожесточённые бои происходили на Клинском, Волоколамском, Тульском и Ростовском (Ростов-на-Дону) участках фронта.
«Известия» №278 от 23 ноября 1941 г.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных…
(Ольга Берггольц, 1942)
От Советского информбюро.
Вечернее сообщение 14 января 1942 г.
Два наших взвода (Ленинградский фронт) внезапно атаковали усиленную роту противника. В завязавшемся бою наши бойцы истребили 67, ранили 23 вражеских солдат и офицеров и захватили несколько пленных.
«Красная звезда» №12 от 15 января 1942 г.
…И люди слушали стихи,
как никогда, - с глубокой верой,
в квартирах чёрных, как пещеры,
у репродукторов глухих.
(Ольга Берггольц, 1942)
Как бы сквозь сон, как в деревянном веке,
Невнятно где-то тюкает топор.
Фанерные щиты, сарай, забор,
Полусгоревшие дома-калеки,
Остатки перекрытий и столбов –
Всё рубят для печурок и гробов.
(Вера Инбер, 1943)
Я внука потеряла на войне…
О нет! Он не был ни боец, ни воин.
Он был так мал, так в жизни неустроен,
Он должен был начать ходить к весне.
Его зимою, от меня вдали,
На кладбище под мышкой понесли.
(Вера Инбер, 1943)
Пронзительные стихи, удивительная графика Александра Блэка!
О «цене вопроса» недвусмысленно свидетельствует выписка из Директивы начальника штаба ВМФ Германии L-a 1601 от 22 сентября 1941 года:
«…После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса».
В пику этим нацистским фантазиям цитируется Александр Сергеевич Пушкин:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
В предисловии говорится:
«Рисунки, созданные Александром Блэком в осаждённом городе в 1941-1942 гг., — исторический документ беспощадной честности, не имеющий аналогов в изобразительном искусстве, выдающийся по лаконичности и пронзительности художественного взгляда очевидца подвига жителей Ленинграда и воинов, его защищавших. Он сравним с «Ленинградской симфонией» Шостаковича, стихами Веры Инбер, Ольги Берггольц и Анны Ахматовой, «Блокадной книгой» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, дневником маленькой девочки Тани Савичевой».
И далее:
«В коллекции Государственного центрального музея современной истории России хранится 121 лист тонкого картона (24/17 см), на которых тушью, акварелью и белилами запечатлены события первых десяти месяцев войны, созданные А. Блэком в условиях холода, голода, непрерывных бомбёжек и обстрелов. Квартира художника была разрушена взрывом, и только чудом спустя два дня он нашёл в руинах портфель с рисунками. Работа спасла ему жизнь. «Это стало моей навязчивой идеей. Умирая от дистрофии, я упорно боролся со смертью во имя желания продолжить наблюдения и зарисовки», — рассказывал он. Лишь в конце 1942 года художника в тяжёлом состоянии эвакуировали в Ташкент…
Художник абсолютно честен перед собой и перед историей. Наряду со стойкостью и мужеством он показывает также примеры нравственного падения, предательства и жестокости: трагедию семьи, у которой украли продовольственные карточки и тем обрекли её на голодную смерть; предателя, подающего сигналы противнику; торговцев человеческим мясом, гробокопателей и убийц. О содержании листов говорит название одного из них: «Холод, голод, темнота». Однако основной пафос серии Блэка — это мужество преодоления. Главные персонажи — люди, спасающие свой Город, стоящие на постах, дежурящие на крышах, строящие баррикады и беззаветно верящие в Победу. Одна из последних его зарисовок — знаменитый мартовский субботник 1942 года: едва держась на ногах, люди вышли на улицы, чтобы очистить свой город от снега и нечистот.
И Город выстоял! 27 января 1944 года закончилась самая страшная страница в его истории. Одно из наиболее правдивых эмоциональных исторических свидетельств этому — графика Александра Эдуардовича Блэка».
В 1945 году состоялась успешная выставка и художнику было предложено продолжить работу над художественной летописью Ленинградской Блокады, однако он по-честному отказался:
«Больше я ничего не смог сделать. Я уже жил в мирной жизни».
✤✤✤✤✤