Сегодня расскажем об издании, воздействие которого на читателя сродни волшебству:
Мария Яковлевна Чапкина «Московские художники детской книги. 1900-1982» (М.: Контакт-Культура, 2008. – 256 с., ил., тираж 3 тыс. экз).
Это одновременно и книга, и художественный альбом. Формат, ну очень большой, бумага высшего качества, печать тоже превосходная. Мария Чапкина замечает в предисловии:
«Детской книгой пользуются в семье несколько поколений… Мои внуки читают книги, которые я покупала для дочери, те, которые покупали мне, и даже те, которые покупали моей маме – их прабабушке. Так и живут у них дома на полке «Маугли» с автолитографиями В. Ватагина и «Маугли» с акварелями Мая Митурича, самый первый «Винни-Пух» с иллюстрациями Алисы Порет и более затейливый с иллюстрациями Б. Диодорова, старенький К. Чуковский с иллюстрациями В. Конашевича, шедевр издательства Academia, вышедший в 1935 году и купленный для моей мамы в 1937-м, после второй или третьей уценки, а соседствуют с ним самые разнообразные сказки и стихи К. Чуковского с иллюстрациями В. Сутеева, В. Лебедева, Н. Радлова и др…. Детскую книгу в сознании ребёнка всегда создают двое – художник и писатель. Ещё не зная букв, он быстро находит необходимое по обложкам, никогда не ошибаясь… Мультфильмы, кино и компьютерные игры, предлагающие объёмное изображение в движении, пока ещё не могут вытеснить книгу из повседневного обихода малыша».
Прежде чем представить нам гениев детской книжной иллюстрации, базировавшихся в Москве, Мария Чапкина даёт дельный, информативный обзор по истории вопроса. Оттуда мы, в частности, узнаём, что, начиная с 1899 года и до наших дней, в Москве в детской книге работали около тысячи художников: одни создали десятки книг, а потом ушли в живопись или в станковую графику, другие остались в детской книге навсегда, для третьих это мог быть единственный опыт.
«…Волею судеб книжная графика, разделённая на московскую и петербургско-ленинградскую, особенно резко отразилась в книгах для малышей. Декларативность ленинградской школы, её новаторские традиции, сопричастность к авангарду, школе П. Филонова и литературе обэриутов выдвинули созданную в 1920-1930-е годы детскую книгу в первые ряды исторического искусствоведческого восприятия. Московская книжная графика – более разноплановая, терпящая рядом с новаторами старых художников, работавших ещё у И. Д. Сытина, – как явление в целом всегда находилась на втором плане, рассматривались только конструктивистские удачи крупных имён. Я делаю первую попытку собрать под одной обложкой немногим более сотни имён художников, работавших в детской книге в XX веке. Многие из них работают и сегодня, не изменяя оригинальности стиля».
Художники, что удобно, расположены в алфавитном порядке. Как правило, каждому посвящён один разворот, где даются краткая биографическая справка и несколько избранных иллюстраций. Особенно трогательно – узнавать любимые книжки своего детства. Качество художественного мышления всех без исключения представленных в альбоме мастеров запредельное, под стать качеству печати.
Одна из лучших «книг с картинками», которые автор обзора когда-либо держал в руках! Безудержная фантазия, образцовое мастерство, счастливое настроение на каждой странице без исключения. А главное, листать «Московских художников детской книги» можно бесконечно: вперёд/назад/вперёд/назад/… Не наскучивает.
Эти рисунки совсем не детские. Притворяются «упрощением с украшательствами», а на деле достигают в нас предельной подсознательной глубины, трогают за душу и до слёз, даже разрешают серьёзные метафизические вопросы.
✤✤✤✤✤