г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 20 часов

Московские гении детской иллюстрации

Безудержная фантазия, образцовое мастерство, счастливое настроение на каждой странице без исключения

Игорь Манцов
26 февраля 2023 года

Сегодня расскажем об издании, воздействие которого на читателя сродни волшебству:

Мария Яковлевна Чапкина «Московские художники детской книги. 1900-1982» (М.: Контакт-Культура, 2008. – 256 с., ил., тираж 3 тыс. экз).

Это одновременно и книга, и художественный альбом. Формат, ну очень большой, бумага высшего качества, печать тоже превосходная. Мария Чапкина замечает в предисловии:


«Детской книгой пользуются в семье несколько поколений… Мои внуки читают книги, которые я покупала для дочери, те, которые покупали мне, и даже те, которые покупали моей маме – их прабабушке. Так и живут у них дома на полке «Маугли» с автолитографиями В. Ватагина и «Маугли» с акварелями Мая Митурича, самый первый «Винни-Пух» с иллюстрациями Алисы Порет и более затейливый с иллюстрациями Б. Диодорова, старенький К. Чуковский с иллюстрациями В. Конашевича, шедевр издательства Academia, вышедший в 1935 году и купленный для моей мамы в 1937-м, после второй или третьей уценки, а соседствуют с ним самые разнообразные сказки и стихи К. Чуковского с иллюстрациями В. Сутеева, В. Лебедева, Н. Радлова и др…. Детскую книгу в сознании ребёнка всегда создают двое – художник и писатель. Ещё не зная букв, он быстро находит необходимое по обложкам, никогда не ошибаясь… Мультфильмы, кино и компьютерные игры, предлагающие объёмное изображение в движении, пока ещё не могут вытеснить книгу из повседневного обихода малыша».


Прежде чем представить нам гениев детской книжной иллюстрации, базировавшихся в Москве, Мария Чапкина даёт дельный, информативный обзор по истории вопроса. Оттуда мы, в частности, узнаём, что, начиная с 1899 года и до наших дней, в Москве в детской книге работали около тысячи художников: одни создали десятки книг, а потом ушли в живопись или в станковую графику, другие остались в детской книге навсегда, для третьих это мог быть единственный опыт.


«…Волею судеб книжная графика, разделённая на московскую и петербургско-ленинградскую, особенно резко отразилась в книгах для малышей. Декларативность ленинградской школы, её новаторские традиции, сопричастность к авангарду, школе П. Филонова и литературе обэриутов выдвинули созданную в 1920-1930-е годы детскую книгу в первые ряды исторического искусствоведческого восприятия. Московская книжная графика – более разноплановая, терпящая рядом с новаторами старых художников, работавших ещё у И. Д. Сытина, – как явление в целом всегда находилась на втором плане, рассматривались только конструктивистские удачи крупных имён. Я делаю первую попытку собрать под одной обложкой немногим более сотни имён художников, работавших в детской книге в XX веке. Многие из них работают и сегодня, не изменяя оригинальности стиля».



Художники, что удобно, расположены в алфавитном порядке. Как правило, каждому посвящён один разворот, где даются краткая биографическая справка и несколько избранных иллюстраций. Особенно трогательно – узнавать любимые книжки своего детства. Качество художественного мышления всех без исключения представленных в альбоме мастеров запредельное, под стать качеству печати.

Одна из лучших «книг с картинками», которые автор обзора когда-либо держал в руках! Безудержная фантазия, образцовое мастерство, счастливое настроение на каждой странице без исключения. А главное, листать «Московских художников детской книги» можно бесконечно: вперёд/назад/вперёд/назад/… Не наскучивает.

Эти рисунки совсем не детские. Притворяются «упрощением с украшательствами», а на деле достигают в нас предельной подсознательной глубины, трогают за душу и до слёз, даже разрешают серьёзные метафизические вопросы.

✤✤✤✤✤

теги статьи:

Рецензии Искусство

Поделиться статьёй:

Два поэта пишут прозой

Литература, Рецензии

Поэты Ольга Седакова и Дмитрий Воденников выходят за рамки поэзии, создавая эссе, в которых сталкиваются идеалы, литературные традиции и личные истории.

Два юбилея

Литература, Рецензии

Что объединяет романы «Волшебная гора» Томаса Манна и «И это все о нем» Виля Липатова и почему они все еще актуальны?