г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 20 часов

«Надо заколачивать свой гвоздь в плаху истории»

Образ Василия Шукшина в отечественном книжном знаке

Эдуард Гетманский
4 октября 2022 года

Творчество Василия Шукшина ценят и любят в России и за её пределами, он олицетворение по-настоящему русской души. Шукшин снялся более чем в 20 фильмах, среди них «Два Федора», «Освобождение», «Калина красная», «Они сражались за Родину», снял фильмы «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки». Он писал сценарии к своим фильмам и ряду других, романы и рассказы. Всё, что сделано им в искусстве, освещено требовательным понятием «Будь человеком». Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу и предлагал ей проверить, что она есть. Владимир Высоцкий писал о Василии Шукшине: «Очень уважаю всё, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем». Образ Василия Шукшина частый гость в отечественном книжном знаке. Многие художники активно разрабатывали эту тему. Свердловский график Рудольф Копылов в гравюре на дереве выполнил в цвете книжный знак «EL С. Дёмина», на котором дал два портрета – Василия Шукшина и Владимира Высоцкого на фоне калины красной и мчащихся коней. Оба они – и Василий Шукшин, и Владимир Высоцкий – яркие ни на кого не похожие мастера, крупнейшие явления отечественной культуры. Трижды прав поэт Роберт Рождественский, сказавший: «Знаю. Что они похожи. Высоцкий и Шукшин. Похожи истинностью своего таланта, похожи правдой, похожи болью, которая переполняла их сердца… и похожи любовью к людям». Высоцкий о Шукшине писал: «Очень уважаю всё, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем». 


В 1978 году в селе Сростки, расположенного на Чуйском тракте в 35 км от Бийска, где родился В. М. Шукшин, в честь великого писателя, актера и кинорежиссера был организован музей Шукшина – комплекс, включающий три здания: дом-музей матери Марии Сергеевны, Сростинская школа; дом, где прошли детские и юношеские годы В. М. Шукшина. Состав основного музейного фонда включает более 15 тысяч предметов. Для этого музея тульский художник Владимир Чекарьков нарисовал экслибрис, на котором дал портрет Василия Шукшина в овале. Казахский график Василий Тимофеев из города Алма-Аты (ныне Алматы) выгравировал на пластике экслибрис «Из книг дома-музея В. М. Шукшина», на котором показал шукшинские места в селе Сростки – гору Пикет и реку Катунь. Украинский художник из города Луцка Николай Шамрила выгравировал на линолеуме иконографический (портретный) книжный знак для библиофила и коллекционера из города Асино Томской области Геннадия Игнатова. На нём начертаны слова «Литература – вечное искусства». Эти слова Василий Шукшин произнёс после встречи с Михаилом Шолоховым, в котором увидел вечность и затосковал: «Кино – искусство скоротечное, а литература – вечное искусство. Надо выбирать». Также портретный книжный знак в технике линогравюры подарил Геннадию Игнатову киевский график Абрам Мистецкий. На нём портрет Шукшина дан на фоне сломанной берёзки и текста «Василий Шукшин». 


В 1983 году кемеровский график Вячеслав Зверев на книжном знаке «Ex libris Гетманского Э. Д.» нарисовал портрет Василия Шукшина на фоне книги, киноплёнки и гусиного пера. Второй книжный знак для тульского коллекционера и историка книжного знака Эдуарда Гетманского выгравировал на пластике алтайский художник из города Горняк Василий Якоби. На этой графической миниатюре в центре композиции портрет Шукшина на фоне горного пейзажа и стопки книг, среди которых книга В. Шукшина «Рассказы». Два иконографических экслибриса нарисовал барнаульский художник Руслан Прохневский. Первый книжный знак предназначался для Алтайской краевой библиотеки имени В. Я. Шишкова. На нём дан портрет Василия Шукшина на фоне скульптуры М. М. Антокольского «Ермак» (хранится в Русском музее), двух солдат-фронтовиков на киноплёнке. На знаке написано «В. М. Шукшин 1929–1974». Второй книжный знак, как и первый, был выполнен в 1974 году, он предназначался для библиотеки завода «Трансмаш» имени Ленина в Барнауле. В его композицию включён портрет Василия Шукшина на фоне строящегося деревенского дома. Текст на знаке гласит «Василий Макарович Шукшин 1929–1974». Белорусский художник из Минска Евгений Тиханович в технике офорта выполнил книжный знак для В. Шанина, на нём изображён Василий Шукшин на фоне сельских домов. Две графические миниатюры с портретом Василия Шукшина нарисовал тульский художник Владимир Чекарьков. Первая из них предназначалась для домашней библиотеки подмосковного коллекционера из города Черноголовка Вячеслава Меркулова, на нём шукшинский портрет изображен на фоне берёзы на лесной поляне и фотоплёнки. В композицию знака включён текст «…что с нами происходит? В. Шукшин». Это фраза полностью звучит так: «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит». На втором книжном знаке «Из книг Валентины Ефтифеевой» Владимир Чекарьков также нарисовал портрет Василия Шукшина. 


Сочинский художник Михаил Паньков подарил книжный знак своей землячке, библиофилу Э. Я. Серкиной. На нём художник дал портрет улыбающегося Василия Шукшина на фоне яркого солнца, калины красной и памятника архитектуры и истории «Ласточкино гнездо», расположенного на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра на южном берегу Крыма. Украинский график из Чернигова Василий Леоненко выгравировал на линолеуме книжный знак для книжного собрания учителя из города Асино Томской области Константина Самодурова. На нем изображён Василий Шукшин на фоне сельского пейзажа. Художник Николай Бондаренко из города Бурынь Сумской области в гравюре на пластике подарил экслибрис своему коллеге по творческому цеху художнику из Алтайского края Василию Якоби. На этой графической миниатюре художник изобразил Василия Шукшина на фоне стилизованного деревянного дома под соломенной крышей. Книжный знак «Ex libris А. Сазонова» украшает книги московского инженера, библиофила и коллекционера Алексея Сазонова. Автор этой графической миниатюры тульский художник Николай Карасёв. Он изобразил Василия Шукшина на фоне киноплёнки и колхозного поля, на котором пашет землю трактор. Василий Шукшин был невероятно разносторонним человеком – актером, режиссером, писателем. Василий Шукшин старался многое успеть и наверстать, как будто знал, что ему отмерен слишком короткий жизненный путь. Иногда судьба скручивала его так, что единственным спасением было спиртное, в котором он топил боль израненной души. И все же Шукшин остался в памяти потомков истинно народным, потому что очень хорошо знал проблемы и переживания этого самого народа. Время идёт, но Василия Шукшина продолжают читать, смотреть и любить. Поэтому тема В. М. Шукшина в отечественном искусстве будет жить. Шукшинская тема в малой графике, как составной части графического искусства, будет и дальше привлекать талантливых художников, работающих в искусстве российского книжного знака. 


 
Орфография и пунктуация автора сохранены.

Поделиться статьёй:

Не кладбище книг, а чуткий барометр (Обзор журнала «Красный библиотекарь»: 1923 – 1941)

Библиотечное дело, История, Книжные памятники

Журнал «Красный библиотекарь» представлен в архиве ТОНБ фактически полностью, вплоть до 1941-го. Данный журнал вольно или невольно дал подробную хронику духовной, социально-политической и даже психоэмоциональной жизни двух знаковых поколений наших граждан – постреволюционного и предвоенного.

Владимир Мартынов «Зона opus posth, или Рождение новой реальности»

Искусство, Рецензии

Эту интеллектуально насыщенную книгу можно читать с любого места. Здесь на каждой странице сталкиваются, продуктивно взаимодействуя, самые разные жанры. Мартынов и вспоминает, и анализирует, и прогнозирует.