г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня выходной

Осторожно: концепция

Есть книги, которыми в буквальном смысле слова можно покалечить. Не только габаритами, но и концепцией

Игорь Манцов
8 июля 2024 года
Есть книги, которыми в буквальном смысле слова можно покалечить. Таков большого формата и феерической толщины фолиант «Советский анекдот: указатель сюжетов» (М.: Новое литературное обозрение, 2023. – 1104 с., 3-е изд., тираж 1 000), который совсем недавно поступил в нашу библиотеку. Дело, впрочем, не только в габаритах и солидной массе, а ещё и в любопытной концепции.

Для начала отметим, что имя указанного на обложке составителя и автора вступительных статей М. Мельниченко расшифровывается внутри претендующей на академизм книги следующим неожиданным образом: «Миша Мельниченко», вдобавок без отчества. Любопытно и о чём-то целенаправленно сигналит. Впрочем, на сей счёт обойдёмся без комментариев.

У автора этого книжного обзора первоначально была идея посвятить такой «вкусной» на вид книге «Советский анекдот: указатель сюжетов» большой текст аналитического характера, прослоив умеренную аналитику выбранными местами из сборника, то есть собственно анекдотами. Однако, полистав роскошно изданный том в течение всего-навсего получаса, автор обзора от первоначального намерения уклонился, ведь М. Мельниченко умудрился перекодировать сам жанр «анекдота», который, даже когда и если он политический, - перенаправляет слушателя/читателя из ада идеологической заданности в райский сад личной психологической свободы.

Предпринята тотальная деконструкция жанра. Сваленные в кучу и весьма тенденциозно подобранные «анекдоты» работают здесь в качестве понижающего трансформатора, последовательно и всесторонне девальвирующего какой бы то ни было исторический, социальный, психологический, эмоциональный позитив страны в комплекте с любыми (!) ценностями её населения. Под завалами тщательно собранной в книге, скорее, ёрнической «хроники текущих событий», нежели «анекдотов, как парадоксально устроенных нарративов», даже и проверенная временем классика жанра теряет свои лучшие качества, идеологизируясь и банализируясь. К сожалению, «Новое литературное обозрение» тут в своём худшем репертуаре. Учебник ненависти ко всему «советскому»? Нечто вроде этого.

Даже тот, кто умеет внутренне противостоять диктату ёрников и циников, с трудом найдёт, над чем ему тут безболезненно посмеяться. Относительно художественны лишь изначально привязанные к популярным фильмам, а не к «текущим событиям» разделы «Чапаев» и «Штирлиц». Остальные 64 (!) тематических раздела – сплошной политический манифест, царство негативизма. В самом лучшем случае натыкаешься здесь на что-нибудь эдакое (глава «Транспорт и дороги»):

“Он послал меня на три буквы!” – “Это на БАМ, что ли?” – “Нет, по старой трассе”.

А ведь совсем недавно к удивлению и досаде записных антисоветчиков выяснилось, что БАМ по-хорошему и на государственном уровне реабилитирован, что легендарная железная дорога была жизненно необходима, а в нашей новой реальности у неё и вовсе отличные перспективы. Выходит, по мере исторического развития ёрническая «хроника текущих событий» методично опровергается, да попросту девальвируется усилиями тех наших людей, кто в советские времена по преимуществу трудился и любил, а не глумился и презирал.

теги статьи:

Рецензии

Поделиться статьёй:

Осторожно: концепция

Рецензии

Есть книги, которыми в буквальном смысле слова можно покалечить. Таков большого формата и феерической толщины фолиант «Советский анекдот: указатель сюжетов». Дело, впрочем, не только в габаритах и солидной массе, а ещё и в любопытной концепции.

Спасибо судьбе

Литература, Рецензии

Юрий Ряшенцев – это поэт, сочинивший и сборник «В кружащей лодке», и все песенные тексты к фильму про мушкетёров и много чего ещё. В этой книжке автор являет настоящее мастерство стихосложения: форма у Ряшенцева традиционная, содержание серьёзное. В основном поговорим именно о содержании.