г. Тула, ул. Тургеневская, д. 48
Сегодня работаем с 10 до 20 часов

Самовар из напёрстка

Статья из сборника «Тульский краеведческий альманах» (выпуск № 6 за 2008 год).

Николай Шкроба
15 марта 2023 года

Не перевелись в Туле мастеровые люди с золотыми руками и фантазией, как у легендарного Левши. Не оскудела Земля тульская талантами. Недавно в Тульском музее самоваров появился новый экспонат — самовар, конечно. Но какой?

Нет, мелкоскоп нам сегодня не понадобится. Потому что свой миниатюрный самовар Евгений Владимирович Калинников изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла… — из наперстка. В умелых руках и наперсток самоваром станет!

Как Евгению Владимировичу пришла в голову такая идея? С чего все началось? Наверное, с домашнего воспитания, с отца.

Владимир Васильевич Калинников пришел Великой Отечественной инвалидом, без руки. Его правой рукой стал сын, которому отец передавал все свои умения. Надо что-то сделать по дому — давай-ка, сын, вдвоем будем мастерить. Сын под его присмотром — работал. Так прививалась любовь к «железкам», к технике. Поэтому после окончания школы Женя Калинников твердо знал, кем он будет — слесарем-лекальщиком на радиозаводе (ныне «Октава»). Затем были служба в армии и 25 лет работы на заводе «Арсенал», где без отрыва от производства окончил электромеханический техникум им. Рогова. Там, на «Арсенале», в его годы работали специалисты высокого класса, а главное — люди щедрые, не утаивавшие профессиональные секреты, готовые в любой момент прийти на помощь и словом, и делом. До сих пор Евгений Владимирович с великой благодарностью вспоминает рабочих, которые передавали ему свой опыт — вот у кого были золотые руки!

Когда в стране грянула перестройка и по телевизору стала набирать обороты зажигательная в те годы передача «Поле чудес», сын в первый раз подначил: а слабо тебе попасть на эту телепередачу?!


Евгений Владимирович — попал. Хотя это было очень непросто. Нужно было составить такой кроссворд, который стал бы пропуском на популярную телепередачу. И слесарь стал завсегдатаем областной библиотеки. Восемь месяцев подряд составлял, художественно оформлял и отправлял на телевидение тематические кроссворды. Начал с исконно тульского, с «Левши», но «Левша» не прошел. Через 8 месяцев шестой тематический кроссворд «Православная религия» стал счастливым.

Говорят, важна не победа — важно участие. Эти слова — ключ к той поездке в Москву. Ехал Евгений Владимирович поучаствовать в популярной феерии. Своими глазами увидеть телевизионную кухню, доказать сыну и самому себе — всего можно добиться, если как следует захотеть.

До сих пор живо в памяти то удивительное время, а в письменном столе хранится автограф ведущего Леонида Якубовича. В то время под лестницей телестудии стоял кроссворд одного из участников игры, высеченный на гранитной плите, эту плиту всем показывали, как пример титанических усилий, как курьез...

Ну а когда сын второй раз озадачил, дескать, слабо сделать что-то своими руками, что прославило бы твое имя, — тут Евгений Владимирович крепко задумался. К этому времени по состоянию здоровья он уже не работал, так что времени на раздумья — хоть отбавляй. И в самом деле: есть опыт, умение. Куда их применить? Дело в том, что Евгений Владимирович — человек творческий, неуспокоенный. Когда по состоянию здоровья вынужден был уйти с завода, любая подвернувшаяся посильная работа была в радость. Выйдет из строя какая-то домашняя техника, нужно приемничек или телевизор починить — пожалуйста! Кроме того, Евгений Владимирович не только технарь, у него тонкий музыкальный слух, благодаря которому в молодости он играл на электрогитаре в ансамбле «Ритм» при заводе. В то время хорошо знал, «живьем» видел и слышал все тогдашние популярные ансамбли — «Ариэль», «Веселые ребята», «Песняры», «Самоцветы», «Лейся, песня», «Синяя птица». Был знаком с Владимиром Мулявиным. У него хранятся автографы Клавдии Шульженко, Софии Ротару. Им собрана обширная фонотека: более двухсот пластинок, около ста аудиокассет и дисков с самыми любимыми музыкальными произведениями. Поставит на вертушку музыкальные композиции Джемса Ласта, джазовые импровизации Рэя Конифа или избранные отечественные песни — и жизнь, словно парус, наполняется попутным ветром. Однако теперь, после слов сына, возникло некое беспокойство, то состояние, в котором, по словам Пушкина «душа стесняется лирическим волненьем», так свойственным всем творческим людям накануне выбора направления -— «куда ж нам плыть?».

Вполне понятен ироничный максимализм сына: ну играл отец на гитаре в ансамбле, ну видел знаменитых людей, ну работал на заводе, ну может починить бытовую технику... Ну и что? И это все?! У сына жизнь только начинается, впереди, ему кажется, столько возможностей! Он, верно, думает: уж он их не упустит! Возьмет свое.

Нужно, нужно, чтобы осталось что-то, сделанное твоими руками. Что-то радующее глаз, вызывающее удивление и восхищение.

Опять зачастил Евгений Владимирович в библиотеку, в музеи, стал пытливо присматриваться к экспонатам с неотступной мыслью: а я так могу? Могу-то могу, но не повторять же сделанное кем-то! Нужно что-то свое. Особенно его поразил музей самоваров — изощренной фантазией мастеров, невероятным обилием вариантов и самых разнообразных подходов, в сущности, к одному предмету — к самовару. Тут и самовар-рюмка, и самовар-ваза, и самовар-бочка, и самовар-шар, и самовар-паровоз, и многоведерный самовар-исполин, и его походный вариант, и юбилейные, и подарочные красавцы, и царские, и купеческие, и мещанские...

Вышел Евгений Владимирович из музея, задумался, идет по широкой площади, а только что увиденная коллекция водогреев в памяти вертится и как бы приглашает добавить в эту знатную компанию еще какой-нибудь самовар, совсем уж невиданный. Пребывая в этой задумчивости, перешел улицу к «Детскому миру» и вдруг видит: молодые крепкие ребята играют в наперстки и зазывают прохожих сыграть с ними — угадать, под каким наперстком шарик.

Играть Евгений Владимирович отказался, смотрел-смотрел — и тут его осенило: «А что если самовар сделать из... наперстка?!» Пришел домой и тут же кинулся к шкатулке со швейными принадлежностями. Слава богу, наперсток на месте! Взял его Евгений Владимирович! Прямо-таки увидел в этой портняжной вещице — вот он, будущий самоварчик.

Когда идея найдена, дальше, как говорится, дело техники. Впрочем, в процессе воплощения замысла возникали свои трудности. Например, нужен был дизайнерский расчет размеров деталей самоварчика: крышки, заглушки, конфорки, зольника, подставки, которые были бы пропорциональны корпусу наперстка и в совокупности с ним «играли» бы на общий замысел. Кроме того, сразу возникли проблемы с инструментом. Кое-какой, и даже очень неплохой, имелся, но для такой работы нужны специальные инструменты.


Взять, к примеру, требования к качеству, предъявляемые к обычным бытовым самоварам: прочное и герметическое соединение корпуса с шейкой, краном и ручкой; тщательная притирка стебля (пробки) в гнезде корпуса крана, исключающая просачивание воды; симметричное крепление арматуры; устойчивость самовара на горизонтальной плоскости... Такие же требования Евгений Владимирович предъявлял и по отношению к своему изделию. Например, изрядно пришлось повозиться с краником, хотелось, чтоб он был, как в настоящем самоваре — так точно притерт, что не пропускал бы воду. В конце концов удалось добиться этого.

Упорная, кропотливая работа шла к завершению, и мастеру не терпелось получить оценку своего изделия. Самую компетентную оценку мог дать только специалист, знающий толк в предмете. Когда самовар был готов, Евгений Владимирович решил показать его в музее самоваров. Эффект показа превзошел все его ожидания. Не только музей, но и некоторые сотрудники, собиравшие домашние коллекции, желали иметь у себя такое маленькое чудо. Евгений Владимирович твердо обещал подарить для экспозиции музея свой самовар — вместе с копией охранного документа, патента на промышленный образец...

Еще в процессе работы пришла мысль о том, что было бы неплохо, если самоварчик не только займет место в экспозиции музея, но станет оригинальным сувениром, доступным многочисленным гостям города. А если так, то свою работу надо как-то застолбить, оформить, заявить...

Неоценимую помощь в этом Евгений Владимирович получил в Патентно-лицензионном центре Тульской областной универсальной научной библиотеки. Библиотекарь-патентовед Наталья Петровна Шумакова посоветовала: надо оформить заявку на промышленный образец. К промышленным образцам, согласно определению, данному в статье 1352 четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, относится художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. И не только посоветовала — как профессионал, взяла на себя все необходимые хлопоты. Во-первых, нужны чертежи такие-то и такие-то. Во-вторых, необходимы фотографии самоварчика. И, в-третьих, надо написать заявку. Наталья Петровна села к компьютеру, Евгений Владимирович — рядом, и вскоре текст заявки был готов. В результате Евгений Владимирович, пришедший в библиотеку за советом, что делать, и не знавший, с чего начать, как подступиться к проблеме, увидел, что и проблемы-то никакой нет.

После уплаты необходимых пошлин и по истечении положенного экспертизой срока из главного патентного ведомства России — Роспатента пришел положительный ответ: самовар защищен патентом на промышленный образец. Вскоре Евгений Владимирович получил и сам документ — патент на промышленный образец «Самовар-сувенир «Наперсток», зарегистрированный в государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации под номером 64973.

Доказал Калиников самому себе и сыну: могу.

Повесть Лескова о тульском Левше кончается для главного героя печально. Будем надеяться, что в ХХI веке Левши будут удачливей и счастливей. В витрине музея «Тульские самовары» весной 2008 года появился новый экспонат — самовар-сувенир «Наперсток».

✤✤✤✤✤

Статья «Самовар из наперстка» напечатана в сборнике «Тульский краеведческий альманах» в выпуске № 6 за 2008 год.

 

Поделиться статьёй:

Владимир Мартынов «Зона opus posth, или Рождение новой реальности»

Искусство, Рецензии

Эту интеллектуально насыщенную книгу можно читать с любого места. Здесь на каждой странице сталкиваются, продуктивно взаимодействуя, самые разные жанры. Мартынов и вспоминает, и анализирует, и прогнозирует.

Владимир Гофман «Юрий Анненков»

Искусство, Рецензии

Конечно, все добросовестные любители русской словесности знакомы с волшебными портретами отечественных прозаиков и поэтов, которые были выполнены Юрием Павловичем Анненковым в 1920-1921 гг.