В секторе литературы по искусству пополнение – совсем свежая книга Людмилы Мазур и Олега Горбачёва с говорящим названием «Советские фильмы о деревне: опыт исторической интерпретации художественного образа» (М.: Политическая энциклопедия, 2022). Эта монография большого формата, на качественной бумаге и с многочисленными выразительными иллюстрациями издана тиражом всего 300 (триста!) экземпляров. Тульским любителям кинематографа советского периода, а также поклонникам сельского образа жизни сделан существенный подарок.
Авторы преподают в Уральском федеральном университете (Екатеринбург), доктора исторических наук. Людмила Мазур – автор работ по аграрной истории России XX века, исторической информатике, исторической демографии, источниковедению аудиовизуальных источников. Олег Горбачёв – автор работ по исторической демографии, социальной истории России XX века, истории медиакультуры. Объединив усилия, создали примечательную книгу.
Во введении справедливо замечено:
«Художественный кинематограф обладает высоким информационным потенциалом, актуальным не только для изучения традиционных искусствоведческих сюжетов, но и самых разных проблем социальной истории XX в.». Затем много и дельно говорится о визуальном повороте в исторической науке – «всё более широком использовании в словаре историка “визуальных” понятий (“образ”, “портрет”, “облик”, “ландшафт”, “картина”, “пейзаж” и проч.)».
Мазур и Горбачёв мыслят широко, работают на стыке разных научных дисциплин: «Уже на рубеже 1970-1980-х гг. из социологии в исторические исследования проникают такие понятия как “социальный портрет”, “социальный облик”, “образ жизни” и т. п. Многомерность вводимых в научный оборот “визуализированных” понятий сопровождалась их стремительной концептуализацией, обрастанием теоретическими смыслами и представлениями…»
После того как дали всестороннюю оценку понятия «образ», авторы приступают к кинематографической конкретике. Хороший повод для читателя вспомнить любимые фильмы, узнать новое о фильмах доселе ему неизвестных. Мазур и Горбачёв различают «кино о деревне» и «кино для деревни». Здесь выясняются любопытные вещи. Оказывается, некоторые фильмы, причисленные киноведами к «классике», включая, допустим, «Землю» Александра Довженко, вызывали у деревенских зрителей форменный ужас из-за ярко выраженной экспериментальной манеры: «Жители деревни были озадачены, удивлены или же просто испуганы. Они были, очевидно, не в состоянии декодировать язык фильма и понять, что же такое они видят на экране».
В 1929 году в СССР развернулась жаркая дискуссия о том, каким же должно быть «настоящее» кино. Критик Н. Петров-Бытов указывал, что рабочие и крестьяне не маршируют под флагами «Броненосца Потёмкина», «Октября», «Арсенала» и других подобных фильмов, они не считают их своими. По мнению Петрова-Бытова, великие режиссёры попросту не знают народной жизни. Фильмы, по его мнению, должны говорить простым понятным языком: больная туберкулёзом корова, грязный коровник, который надо перестроить во что-то чистое и хорошо освещённое, крестьянский ребёнок, нуждающийся в материнской ласке, хулиганы, которые иногда встречаются и в колхозах.
Однако, крестьяне не горели желанием смотреть про грязный коровник и про сельских хулиганов. Поэтому споры об особом «сельском» кино постепенно сошли на нет. Со временем ударились в другую крайность, принялись снимать фильмы, условно говоря, про идеальный коровник: «Кубанские казаки» И. Пырьева (1949), «Кавалер Золотой звезды» Ю. Райзмана (1950), «Свадьба с приданым» Т. Лукашевич и Б. Равенских (1953). Все они, по мнению авторов монографии, «демонстрируют образ деревни, не имеющий ничего общего с действительностью. Эти фильмы были предназначены не для села, а для города, а точнее – для сталинского руководства».
Авторы детально разбираются с «деревенской прозой», а затем подробно рассматривают эволюцию деревенской темы в кино:
«Фильмы о селе 1920-1930-х гг. были достаточно специфичны. Они выполняли агитационную, пропагандистскую функцию, не отражая жизнь деревни, а скорее моделируя образы, необходимые для решения задач социалистического строительства. Говорить о появлении деревенского кино как особого, выдающегося культурного явления можно в 1950-е гг., когда расширяются функции кино, а сельская тематика входит в сферу общественного интереса».
И дальше детально рассматривается весь тот золотой фонд отечественного кино о деревне, который до сих пор хочется пересматривать: картины В. Шукшина, Л. Кулиджанова, С. Ростоцкого, многих других.
Страшноватые цифры: «“Неперспективных” деревень в сельской России было большинство. По данным Госстроя, из существующих в 1973 г. в РСФСР 216,8 тыс. населённых пунктов к перспективному развитию предназначались только 56,6 тыс. (26,1 %). Остальные были обречены на исчезновение, поскольку вести в них строительство и развивать инфраструктуру не разрешалось. Это становилось причиной миграции молодых людей, а вслед за ними – и их родителей».
Сразу вслед за этим авторы пишут:
«Пути преобразования традиционной деревни нашли отражение в плакатно-пропагандистском фильме «Человек на своём месте» (реж. А. Сахаров, 1972). В основе сюжета лежит история Семёна Боброва (акт. Владимир Меньшов), который после окончания института возвращается в родное село, становится председателем и пытается реализовать свою мечту: вместо разбросанных исчезающих деревень выстроить агрогород. Молодой председатель не сомневается, что отдалённые деревни нужно переселять, и его искренне удивляет противодействие колхозников, которые не хотят покидать родные места. Несмотря на плакатность, фильм интересен тем, что в нём получил развёрнутое отражение такой важный элемент макросреды деревни, как дороги. Сюжет фильма во многом строится вокруг идеи строительства хорошей дороги от села до магистрали. Тема российских дорог по сию пору является одним из символов огромной неустроенной страны».
По наблюдению авторов, в фильмах 1950-х годов разбитое состояние сельских дорог фиксировалось, но не акцентировалось. Ситуация воспринималась как данность, изменить которую нельзя. Но уже в 1960-е на первый план выходят проблемы создания современных коммуникаций – строительство асфальтированных дорог, мостов. В фильме «Когда деревья были большими» (реж. Л. Кулиджанов, 1961) строительство моста –первоочередная задача, поскольку паром не справляется с потоком машин. Тема дорог в фильмах 1960-1970-х годов непосредственно пересекается с темой транспорта…
Л. Мазур и О. Горбачёв изящно прослаивают куски про социальную историю страны проницательным анализом художественной ткани кинокартин соответствующего периода. Например, так:
«Как элемент модного гардероба женские брюки присутствуют в отечественных фильмах с 1964 г. (“Живёт такой парень”, 1964, “Кавказская пленница”, 1966, “Его звали Роберт”, 1967; и др.)… В “Человеке на своём месте” в деревню для разработки проекта агрогорода приезжают студенты-архитекторы, среди которых Клара – будущая невеста Семёна Боброва. Она одета в модный брючный костюм жёлтого цвета, что отмечено жителями деревни: “Девицу привёз в штанах”, – осуждающе говорит Семёну передовая доярка колхоза. И сам Семён, делая предложение Кларе, не удержался от комментария: “Только приходи к сельсовету не в брюках, всё-таки свадьба”».
Итак, перед нами уникальное по охвату материала, по аналитической точности и по качеству печати издание. Ещё краше делают его огромный список сопутствующей литературы и громадный аннотированный каталог советских художественных фильмов на сельскую тему, снятых в период с 1920 года по 1991-й.
✤✤✤✤✤