Пополнение в секторе искусств – полиграфический шедевр, книга-альбом «В Доме Мастера. Мир Сергея Эйзенштейна». Автор-составитель Вера Румянцева-Клейман. – М.: ООО ТД «Белый город», 2018. – 388 с.: ил., тираж 2000 экз.
Вера Румянцева-Клейман – дочь известного киноведа Наума Клеймана, который на протяжении десятилетий был хранителем научно-мемориального кабинета Сергея Эйзенштейна. Теперь эту миссию приняла на себя Вера Наумовна. Книга «В Доме Мастера», обозначенная в предисловии ещё и как «каталог», предъявляет жизнь великого кинематографиста, теоретика, историка культуры – через книги, фотографии, домашнюю утварь, предметы и артефакты, бережно хранящиеся в научно-мемориальном кабинете после смерти гения. «Дом Мастера во многом был автопортретом самого Эйзенштейна», – замечает автор-составитель в финале предисловия.
Книга состоит из разделов:
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ. Рига – Петроград, 1998 – 1917
ЧИСТЫЕ ПРУДЫ. Москва, 1920 – 1929
СТРАНСТВИЯ. Европа – США – Мексика, 1929 – 1932
НЕСНЯТЫЕ ФИЛЬМЫ. Москва, 1932 – 1935
ДОМ. ПОТЫЛИХА. Москва, 1935 – 1941
ГОРОД СНОВ. Алма-Ата, 1941 – 1944
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ. Москва, 1944 – 1948
ПРОДОЛЖЕНИЕ. 1948 – 2018
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Книге предпослан эпиграф – жизнеутверждающая выдержка из «Мемуаров» (1946) Сергея Эйзенштейна:
«Биологически мы смертны. И бессмертны только в социальных деяниях наших; в том маленьком вкладе, который вносит наш личный пробег с эстафетой социального прогресса от ушедшего поколения к поколению наступающему».
Поскольку за рубежами нашей страны к личности и творчеству гения/первопроходца Эйзенштейна всегда был огромный интерес, книга двуязычная: текст на русском дублируется текстом на английском.
Книга рассказывает не только о самом Эйзенштейне, но ещё и о грандиозной эпохе, о социокультурном контексте, ведь в своём творчестве Мастер был во многом социальным аналитиком, как в своих теоретических поисках – антропологом.
На страницах книги перед нами проходит огромное количество людей, с которыми Эйзенштейн пересекался и взаимодействовал. Фотографии, репродукции картин, книги, книги, снова книги, грампластинки, статуэтки, мебель, посуда, портфели, шляпы, ритуальные маски со всех концов мира – каждая вещь со своей историей, со своими прихотливыми связями. Этот альбом представляет собой совершенно оригинальный книжный формат.
Подробные воспоминания о квартире Эйзенштейна оставила режиссёр-документалист Эсфирь Шуб:
«…Книги. Книги были его лучшими друзьями. Вторая комната была библиотекой… Комната не вмещала всех книг. Они лежали всюду, в каждой комнате в шкафах и в ящиках в неразобранном виде. Несколько тысяч томов на русском, английском, немецком, французском, итальянском и других языках. Многими языками он владел свободно, в совершенстве, как своим родным русским языком… Много уникальных книг. Литература, поэзия, монографии о живописи всех народов. Много монографий об искусстве Китая, Индии и Мексики. Книги по архитектуре… Всё изучалось глубоко. Нет книги без его личных пометок и вкладных листков…»
Книгу-альбом «В Доме Мастера. Мир Сергея Эйзенштейна» стоит прочитать и рассмотреть хотя бы для того, чтобы осознать: пресловутый «вещизм» не всегда зло. Творческий человек преобразует в энергию созидания каждое жизненное впечатление, каждый бытовой предмет и всякую «тряпку», не говоря уже о книгах. Есть чему поучиться.
В завершение обзора отметим редактора – известного киноведа Владимира Всеволодовича Забродина, к сожалению, теперь уже покойного, а также автора дизайна книжного макета А. Н. Григорьеву.
✤✤✤✤✤