Четверть века назад было невозможно убедить воротил российской киноиндустрии и даже отечественных кинокритиков, что сериалы:
А) актуальны,
Б) умны,
В) за ними будущее.
Будучи молодым и наивным, автор этого обзора всяческими способами пытался убедить в значимости и необходимости сериалов кинематографическую общественность, делая упор как на старую продукцию (статья «Родная речь»), так и на совсем новую (статья «Красавицы и чудовища»).
Господи, как же они высокомерно хрюкали и брезгливо морщились! Задавали глупые риторические вопросы: «А что, разве “Кабачок 13 стульев” это прямо-таки сериал, а не россыпь разрозненных пошловатых номеров?», «Какая еще “Элли Макбил”, да кому это уходящее в бесконечность одноообразие вообще нужно?!» Ясное дело, кинокритики привыкли ловко ездить по отечественным и международным кинофестивалям, сытно там питаться, а после, важно надув щеки, распространять эксклюзив о фильмах, которые никто кроме них не посмотрит. Конечно, все их естество противилось демократичной идее телевизионных и кабельных сериалов.
В результате время было упущено, отставание уже непреодолимо, а я по сию пору узнаю себя в легендарном герое Николая Лескова, кстати, тоже ведь туляке: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся!»
Зато в фонд нашей библиотеки поступила книга Ивана Филиппова «В следующих сериях» с подзаголовком «55 сериалов, которые стоит посмотреть» (М.: Издательство АСТ, 2020 г. – 320 с. Тираж 2 тыс. экз.). Приятно, что книга отпечатана в нашей Тульской типографии, но досадно, что на среднего качества газетной бумаге.
Еще один минус: книга без иллюстраций. Зато динамично и со знанием дела описана история вопроса и достаточно бойко предъявлено 55 сериалов, начиная с «Клана Сопрано», «Секса в большом городе» и «Прослушки», заканчивая «Молодым Папой», «Фарго» и «Большой маленькой ложью». Досадно, что даже в основательном введении автор книги, подобно идеологам советского периода, игнорирует серьезнейшую предысторию этих вот современных модных сериалов, как будто «до 1917 года» не было ни жизни, ни любви, ни, извиняюсь, секса в больших городах и районных центрах, ни драм, ни комедий, ни крупнобюджетных, вполне соизмеримых с кинофильмами телесериалов.
Список же сериалов нового типа в отечественной книге, безусловно, должен был бы открываться шедевром «Элли Макбил», два начальных сезона которого демонстрировались в конце 1990-х российским каналом REN TV и фактически открыли для нашего зрителя новую эпоху. Приятно, хотя одновременно досадно сознавать, что, по-видимому, этот благодарный «зритель» был в единственном числе и в моем лице. Во всяком случае, Иван Филиппов начинает с более поздней продукции.
Процитирую себя из статьи 23-летней давности: «Допустим, кинофильм – это опасное приключение. Тогда телевизионный сериал – долгая счастливая жизнь» (ответственно повторю: никто, ни одна собака мне тогда, на пороге новой эры, не поверила!). Можно открывать путеводитель Ивана Филиппова на любом из представленных сериалов и – погружаться в сюжетные хитросплетения, растворяться в сложносочиненных персонажах, восхищаться титанической работой авторов по имитации реальности.
Если вы не смотрели ни одного из представленных в книге 55 сериалов, ее все равно стоит прочитать: все же это новая великая повествовательная культура; знать ее основные параметры, ее лучшие или даже просто заметные образцы – культурному человеку не помешает.
✤✤✤✤✤