Конечно, все добросовестные любители русской словесности знакомы с волшебными портретами отечественных прозаиков и поэтов, которые были выполнены Юрием Павловичем Анненковым в 1920-1921 гг. Михаил Кузмин и Алексей Ремизов, Федор Сологуб и Корней Чуковский, Борис Пастернак и Евгений Замятин, Владислав Ходасевич, Анна Ахматова и Георгий Иванов – они и многие другие в интерпретации Анненкова «лучше», выразительнее, чем на самых классных фотографиях!
Ирина Одоевцева вспоминала:
«Анненков в те дни был «завален» заказами. Во время сеансов, на которых я позировала ему, телефон, стоявший возле мольберта, почти беспрестанно звонил. Анненков, продолжая рисовать правой рукой, левой хватал телефонную трубку и кричал в неё: «Нет, нет! Сейчас не могу. Занят по горло. Ни за какие деньги. Не могу. Сожалею» – и вешал трубку. «И чего пристают? – с недоуменным видом спрашивал он, поблескивая моноклем. – Какая-то просто бешеная мода у них пошла на мебель карельской берёзы и на мои портреты».
Анненков кокетничал, зная себе цену. Портреты эти больше, чем гениальны: смотришь на каждый из них в две тысячи второй раз и – не можешь оторваться, отыскивая всё новые и новые детали в комплекте с тайными выразительными приёмчиками. А каковы у Анненкова Ленин, Троцкий, Луначарский и Мейерхольд! Из книги Владимира Гофмана «Юрий Анненков. Русский период. Французский период» (М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2016. – 288 с., ил., тираж 1 500 экз.) пытливый читатель узнает о том, что Юрий Павлович Анненков прошёл огромный творческий, да и жизненный путь, а портреты наших по-прежнему великих литераторов и давно свергнутых с пьедестала политиков – лишь малая доля наследия уникального художника.
Анненков эмигрировал в 1923 году, прожил 50 лет во Франции. Ему не удалось вернуться в Россию, о которой он никогда не забывал. Автор книги Владимир Ростиславович Гофман познакомился с Анненковым еще в своей ранней юности, а в 1960-е много общался с художником, будучи сам молодым скульптором. Владимиру Гофману довелось быть свидетелем процесса творчества Юрия Павловича. Он видел, как Анненков творит, как подходит к холсту и как этот холст от недели к неделе меняется, обретая образ, цвет… И в один прекрасный день становится совершенным произведением искусства. В книге одновременно представлены биография, искусствоведческий и стилистический анализ разных периодов в творчестве Юрия Павловича, соответствующих его эволюции и развитию. Книга показывает многогранность его личности: художник, декоратор, литератор, поэт, политический деятель.
Книга очень качественно иллюстрирована, более половины иллюстраций воспроизводится впервые. Увеличенный формат, образцовый макет, первоклассная бумага, идеальная печать, сбалансированная цветовая гамма – словом, очередной полиграфический шедевр, пополнивший сектор искусств нашей библиотеки.
Несмотря на то, что у Анненкова был громадный опыт работы в театре и кино, были и блестящие книжные иллюстрации (Анненков – первый иллюстратор «Двенадцати» Блока), и картины маслом, в истории искусства и просто в Большой Истории он на столетия останется в первую очередь несравненным портретистом. Ещё Илья Репин предсказывал ему такое будущее. Анна Евреинова справедливо отмечала:
«Вспоминая об Ахматовой, Замятине, Георгии Иванове, Сологубе, Шкловском, я уже не вижу их моими глазами, а непременно через портреты Юрия Павловича – так необычайно человечно и ярко запечатлел он звезд литературы и искусства того петроградского периода».
А Владимир Гофман уточняет:
«Анненков создаёт свою собственную технику, подходящую для изображения каждой фигуры, и прекрасно выявляет психологию модели. Он прежде всего анализирует личность модели, «разделяет» его лицо на множество планов и граней для того, чтобы затем снова собрать все воедино, подчеркнув объемы и выделив основные черты. Для этого художник использует торопливые, «нащупывающие» линии, помогающие ему разграничить контуры и глубже постичь тонкости лица. Герои его портретов живут и смотрят на нас из глубины своего сознания…»
✤✤✤✤✤